С 01.07.2021 вступит в силу новый Закон о государственном контроле, которым заменяется Закон № 294-ФЗ и вводится прогрессивная система контроля с большим выбором мероприятий, с управлением рисками и приоритетом профилактики.
Следует отметить, что для применения нового Закона о госконтроле необходим нормативный фундамент, который на региональном и муниципальных уровнях пока только начинает выкладываться. В данном случае имеется в виду разработка видов контроля.
В этой связи введение Закона о госконтроле для большей части видов надзора и контроля заморожено, причем на разные сроки:
- региональные и муниципальные надзоры / контроли осуществляются по правилам Закона № 294-ФЗ до того момента, как регион / ОМСУ примут новые положения об этих видах контроля, сообразные с новым Законом о госконтроле. Крайний срок для утверждения этих новых положений – 31 декабря 2021 года (но с учетом пандемии и эффективности регионального нормотворчества риск продления срока возрастает). Таким образом, для многих региональных и местных видов контроля – например, проверки в сфере ЖКХ, в сфере обращения с животными, в сфере благоустройства, в алкогольной рознице и др., – до 2022 года, вероятнее всего, ничего не изменится;
- до 2025 года по «старым» правилам Закона № 294-ФЗ будут проводиться миграционные проверки, проверки СРО, проверки в сфере гособоронзаказа, антимонопольные проверки, проверки в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, проверки деятельности НКО и целый ряд других;
- лицензионный контроль по новым правилам в отношении 20 категорий лицензиатов (в частности, за УК, управляющими МКД по лицензии; за агентствами зарубежного трудоустройства; за заготовщиками металлолома и др.) начнется только в марте 2022 года, даже если положения о нем примут раньше, в силу прямого указания ч. 13 ст. 136 рассматриваемого закона-спутника. До 01.03.2022 лицензионные и предлицензионные проверки соответствующих лицензиатов / соискателей будут проводиться по правилам «старого» закона № 294-ФЗ и Закона о лицензировании;
- до утверждения нового положения о виде контроля план проверок нужно вести в «старом» Едином реестре проверок, а не в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ);
- до утверждения нового положения о виде контроля информация о проведенных проверках фиксируется в «старом» Едином реестре проверок, в ЕРКНМ искать эти проверки бессмысленно;
- досудебное обжалование решений / актов и действий / бездействий инспекторов по региональным видам надзора (например, жилнадзор) должно быть обеспечено максимум с 2022 года;
- тотальная цифровизация откладывается до 2024 года – до этой даты можно оформлять бумажные акты и предписания, если, конечно, положением о виде надзора не установлено иное. А привлеченные к КНМ специалисты и эксперты должны составлять исключительно электронные документы уже в последний день 2023 года;
- проверки (а равно их досудебное обжалование), начавшиеся по «старым» правилам до 01.07.2021, должны завершаться и оформляться по «старым» правилам, в том числе в части проведения эксперимента по досудебному обжалованию, действовавшим на дату начала организации и проведения таких проверок.