Минфин России усердно работает над нормативно-правовой базой, в том числе в сфере внутреннего финансового аудита. Так, 02.05.2023 ведомством подготовлен проект приказа по внесению изменений в большинство федеральных стандартов ВФА:

- «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»;

- «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»;

- «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»;

- «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита»;

- «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»;

- «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности...».

В свою очередь, Советом по развитию ВФА одобрены рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов/инструкций лиц, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита. В ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту могут быть получены опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для осуществления ВФА. Отсутствие соответствующих компетенций у работника не будет являться препятствием для возложения на него полномочий по осуществлению ВФА. Однако в этом случае в должностном регламенте (положении о структурном подразделении) следует обязательно указать на непосредственное и исключительное подчинение «внутреннего» аудитора руководителю.

Рекомендации предусматривают необходимость указания на сферу, в которой внутренний аудитор должен обладать познаниями:

- бюджетное законодательство РФ;

- законодательство о закупках;

- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости.

Если вы приняли решение об осуществлении ВФА в упрощенном порядке и являетесь руководителем участников бюджетного процесса (органов власти и местного самоуправления, а также казенных учреждений), вам в обязательном порядке необходимо ознакомиться с рекомендациями.

Решение об осуществлении ВФА в упрощенном порядке подлежит фиксации следующими способами:

- утверждение приказа или распоряжения о самостоятельном выполнении действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА;

- внесение изменений в должностной регламент/инструкцию;

- внесение изменений в служебный контракт или трудовой договор, заключенный с руководителем.

Принятие решения об осуществлении ВФА в упрощенном порядке – это зона ответственности руководителя, который должен понимать, что уровень его компетенции будет достаточным для выявления всех потенциально возможных бюджетных рисков без дополнительной помощи иных специалистов.

В случае неназначения должностного лица ответственным за осуществление ВФА бюджетная отчетность может быть признана недостоверной, а отсюда и ответственность руководителя. При этом ответственность будет иметь характер административного правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ, и штраф схлопочет именно руководитель, даже в том случае, если ВФА осуществляет главбух. Многочисленная судебная практика является тому ярким примером:

- постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 24.05.2022 по делу № 5-203/2022;

- постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 24.05.2022 по делу № 5-202/2022.