На регистрацию в Минюст направлены приказы № 81н и 82н (опубликованы на официальном сайте) с очередными поправками в Инструкции № 33н и 191н.
В этой связи Минфином России и Федеральным казначейством подготовлены письма от 22.06.2021 № 02-06-07/49381, 07-04-05/02-14686 и информация Федерального казначейства от 28 мая 2021 г. и от 22 июня 2021 г.
В указанных письмах и информации Минфин России и Казначейство указывают, что при составлении и представлении отчетности по состоянию на 01 июля 2021 года вновь принятые изменения необходимо будет уже учесть.
На какие моменты следует обратить внимание:
1. Скорректирован перечень форм отчетности, которые отражают финансовый результат и за искажение которого предусмотрен штраф по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Теперь Инструкции № 33н и 191 дополнены новым абзацем, согласно которому информация в денежном выражении о состоянии финансовых активов, нефинансовых активов и обязательств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и публично-правовых образований о финансовом результате операций, их изменяющих, раскрывается в бухгалтерской / бюджетной отчетности обобщенными показателями баланса и отчета о финансовом результате. Диспозиция ст. 15.15.6 КоАП РФ одним из оснований для привлечения к административной ответственности предусматривает искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и(или) обязательствах, и(или) о финансовом результате, а в примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ установлен процент искажения такой информации для квалификации значимости нарушения (незначительное, значительное искажение или грубое) и определения размера штрафа. В Инструкциях теперь будет четко указано, в каких именно формах отчетности содержится информация об активах, обязательствах и финансовом результате.
2. Отражение в отчетности возмещений из ФСС в обособленном порядке.
С этого года для возмещений ФСС введена специальная подстатья 139 КОСГУ, доходы по-прежнему начисляются по счету 209 34 «Расчеты по компенсации затрат». Для показателя статьи 139 КОСГУ в Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123, ф. 0503723) будет добавлена специальная строка 0507. Реализовать это можно будет только после регистрации приказов № 81н и 82н, поэтому в Отчете (ф. 0503123, ф. 0503723) на 01.07.2021 поступления возмещений от ФСС по КОСГУ 139 включаются в строку 0500, предназначенную для показателей по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат» КОСГУ. Одновременно информацию о поступлениях по подстатье 139 КОСГУ придется отразить в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).
3. Необходимость отражения в отчетности новых счетов 401 41 и 401 49. В части кредиторской задолженности в Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) нужно включить остатки и обороты не только по счету 401 40 «Доходы будущих периодов», но и по новым счетам:
- 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
- 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
Только при условии их использования. Финансовым ведомством озвучены планы, согласно которым в 2021 году счета 401 41 и 401 49 используют только для отражения расчетов по межбюджетным трансфертам, т. е. в отношении взаимосвязанных показателей по МБТ, в том числе подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности, которые включаются в Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
Во всех иных случаях применение данных счетов – это право учреждения, за исключением случаев, если эта обязанность не установлена учредителем / ГРБС или финорганом.
Порядок отражения показателей по счетам 401 41 и 401 49 в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) аналогичен порядку отражения данных по счету 401 40.
4. Долгосрочную задолженность необходимо включать только в годовой отчет.
Согласно положениям Инструкций № 33н и 191н при формировании Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) в графах 3, 10, 13 должна отражаться информация о долгосрочной задолженности, т. е. той, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев. Поправками к этой норме сделана оговорка, что данные о долгосрочной задолженности будут отражаться только в годовой форме Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769). Отсюда следует, что в квартальной отчетности по договорам, контрактам, соглашениям, заключенным на срок более года, показатели долгосрочной задолженности больше не формируются – не заполняются графы 3, 10, 13 в разделе 1 Сведений (ф. 0503769).
5. Установлены нюансы включения в отчетность показателей спецсчетов по учету ошибок прошлых лет.
В Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) в показатели граф 5–8 «Изменение задолженности» не включаются данные по счетам:
- 304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29 – по ошибкам прошлых лет, которые мы выявили самостоятельно;
- 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27 – по ошибкам прошлых лет, обнаруженным проверяющими.
Уточнен перечень счетов, предназначенных для отражения ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, на основании которых формируются показатели граф 6 (код причины «03») и 10 (код причины «07») в разделе 1 Сведений об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503173, ф. 0503773):
- в графе 6 отражается сумма изменений вступительного баланса, связанных с исправлением ошибок по счетам 304 86, 304 96, 401 18, 401 19, 401 28, 401 29;
- в графе 10 – по счетам 304 66, 304 76, 401 16, 401 17, 401 26, 401 27.
Операции по новым счетам должны отражаться в Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет – он введен с 2021 года.
6. Расширен перечень нефинансовых активов, отражаемых в Сведениях (ф. 0506168, ф. 0503768) как неучтенные. Теперь в Инструкции № 191н будет прямо указано, что в графе 7 «Оприходовано неучтенных (восстановлено в учете)» разделов 1 и 2 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) отражаются не только объекты, выявленные по результатам инвентаризации, но и прочие ранее не учтенные объекты, на основании дебетовых оборотов по счетам учета НФА в корреспонденции со счетом 1 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
В Инструкции № 33н такой нормы нет, однако если сопоставить показатели отчетности учреждений разных типов и экономического содержания графы 7 Сведений (ф. 0503168) и графы 7 Сведений (ф. 0503768), то применение указанного подхода бюджетными и автономными учреждениями будет обосновано.