Порядки проведения инвентаризации активов и обязательств организациям бюджетной сферы необходимо было скорректировать еще до 01 июля этого года. Наряду с этим необходимо учитывать, что если учетная политика, принятая до 01 января 2024 года, не уточнена с учетом положений Общих требований к инвентаризации по состоянию на 01 июля 2024 года, то она подлежит применению только в части, не противоречащей указанным требованиям.

На это указывает и Минфин России в письме от 01.07.2024 № 02-06-06/61122, акцентируя внимание на том, что инвентаризация должна соответствовать нормам Общих требований к инвентаризации. При этом неважно, что написано в «необновленном» порядке проведения инвентаризации в части его положений, противоречащих Общим требованиям.

Теперь перейдем к тем важным аспектам, на которые обратил внимание Минфин России.

1. Порядок организации и проведения инвентаризации:

1) утверждение в рамках учетной политики Порядка проведения инвентаризации;

2) создание инвентаризационной комиссии с учетом утвержденного положения о комиссии;

3) формирование Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439), Изменения решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447);

4) представление комиссии первичных учетных документов (при необходимости);

5) проверка фактического наличия объекта инвентаризации (активов, обязательств);

6) оформление результатов инвентаризации (Инвентаризационных описей, Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463)).

2. Алгоритм оформления первичными учетными документами инвентаризации НФА:

- учетная политика должна содержать Порядок проведения инвентаризации НФА как на балансовых, так и на забалансовых счетах;

- до начала проведения инвентаризации оформляются Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) и, при необходимости, Изменение решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447). Внесение изменений в Решение (ф. 0510439) допускается строго до начала проведения инвентаризации.

Затем оформление Инвентаризационной описи (сличительная ведомость) по объектам НФА (ф. 0510466). На ее основании – Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463).

Важно знать, что на основании инвентаризационных описей и актов о результатах инвентаризации корреспонденции в бухгалтерском учете не формируются. И как следствие, если по результатам инвентаризации выявлены излишки, то на основании Акта (ф. 0510463) оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448), а в части НФА, не соответствующих понятию «актив», формируется Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440).

В свою очередь, за выявленной недостачей следует служебное разбирательство, и при наличии оснований по возмещению ущерба выбытие утраченного имущества отражается с признанием задолженности виновных и(или) иных лиц и оценочных значений ожидаемых поступлений от возмещения ущерба.

3. Как отразить в учете излишки и недостачи НФА?

В случае выявления в ходе инвентаризации излишков материальных ценностей, в отношении которых подтвердить государственную (муниципальную) собственность не представляется возможным, они принимаются на хранение и отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении». При выявлении по результатам инвентаризации недостач до момента установления виновного лица информация отражается по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 40 172 «Доходы от операций с активами» за ответственным лицом, за которым учитывались материальные ценности.

4. Сроки проведения инвентаризации по объектам НФА.

Проведение годовой инвентаризации должно производиться не реже одного раза в три года в отношении объектов НФА по группе синтетического учета «иное движимое имущество».

5. Инвентаризация и внутренний контроль.

Внутренний финансовый аудит и инвентаризация имеют одну и ту же цель – контроль по таким направлениям, как:

- по оформлению первичными учетными документами всей совокупности хозяйственных операций, проведенных с материальными ценностями в текущем году;

- по своевременному представлению первичных учетных документов в бухгалтерскую службу для отражения фактов хозяйственной жизни в бюджетном учете (с учетом сроков составления и представления бюджетной отчетности).