Учетная политика организации бюджетной сферы должна соответствовать требованиям действующего законодательства, ведь именно в ней закладываются экономические составляющие. Поэтому ее следует периодически подвергать тщательному анализу и при необходимости вносить поправки.

Напоминаем, что изменения в учетную политику вносятся только в случаях, поименованных в ч. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 12 Стандарта «Учетная политика». При этом следует различать понятия «изменения» и «дополнения» в учетную политику. Дополнения в учетную политику оформляются в соответствии с п. 14 Стандарта «Учетная политика».

Важно помнить, что учреждению надо не только внести соответствующие изменения и(или) дополнения в учетную политику, но и в последующем учесть их при составлении и представлении бюджетной (бухгалтерской отчетности).

В качестве необязательных изменений, которые можно учесть в учетной политике, дополнительно следует отметить следующие. Учетной политикой нужно урегулировать те нюансы бухгалтерского учета, которые не урегулированы законодательно, поэтому учетную политику следует постоянно мониторить.

Это связано:

- с формированием или утверждением новых правил (способов) ведения учета;

- с кардинальной сменой условий хозяйственной деятельности (к примеру, с реорганизацией);

- с изменением возложенных на учреждение полномочий, выполняемых им функций.

Помимо изменений, вносимых в учетную политику, не следует забывать про внесение изменений:

- в рабочий план счетов;

- в график документооборота;

- в перечень форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета;

- в иные разделы и приложения к учетной политике.

В качестве обязательных изменений, которые должны быть отражены в учетной политике в 2023 году, следует обратить внимание на следующие:

1. С 01 января 2023 года вступают в силу очередные стандарты бухгалтерского учета для применения организациями бюджетной сферы:

- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна», утв. приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н (далее – Стандарт «Государственная (муниципальная) казна»);

- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов», утв. приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н (далее – Стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

2. Необходимость проведения ревизии учетной политики органам, осуществляющим полномочия и функции собственников в отношении имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, связана с утверждением Стандарта «Государственная (муниципальная) казна».

3. Следует учесть дополнения, вносимые в приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61н, который утверждает:

- унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета;

- Методические указания по их формированию и применению.

Формы документов, которые ранее были установлены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, постепенно заменят формы из нового приказа. Учетной политикой следует определить:

- особенности применения новых форм в 2023 году;

- особенности применения электронного документооборота.

4. С 2023 года действует новая бюджетная классификация, что может затронуть отдельные положения учетной политики.

5. Следует помнить о том, что многие правовые акты, которые могут так или иначе иметь отношение к учетной политике, вступят в силу в 2023 году, соответственно, необходимо будет вносить изменения и дополнения в уже утвержденный документ.

Предлагаем провести мониторинг учетной политики до конца года с учетом прилагаемых нюансов:

Новшество

Было

Стало

Стандарт «Государственная (муниципальная) казна»

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе нефинансовых активов имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования (п. 11 Стандарта «Государственная (муниципальная) казна»)

Аналогичное положение ранее было предусмотрено в п. 145 Инструкции № 157н

Учетной политикой уполномоченных органов необходимо определить, если это не было определено ранее, порядок ведения аналитического учета объектов в составе имущества казны. Такой порядок должен быть согласован с финансовым органом соответствующего публично-правового образования

Приказ № 61н

Новшество

Было

Стало

Обязательное применение электронных форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета из приказа № 61н

Учетной политикой могло быть установлено применение форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установленных приказом № 61н

Формы из приказа № 61н применяют все учреждения в обязательном порядке. В случае отсутствия технической возможности данные формы формируются на бумажном носителе. В связи с этими обязательными новшествами нужно скорректировать положения учетной политики в части применения первичных документов и регистров бухгалтерского учета из приказа № 61н

Ограничение по дополнению реквизитов первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета

Учетной политикой могли быть закреплены формы первичных документов, составленные на основе унифицированных форм, дополненные в целях полноты отражения в учете дополнительными реквизитами при условии обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется формирование и обмен информацией и документов в электронном виде (в форме электронных документов)

В приказе № 61н установлено, что допустимо включение дополнительных строк (подразделов), а также создание вкладных листов в целях удобства размещения и обработки информации. Дополнительные строки (подразделы) при этом должны быть предусмотрены унифицированными формами электронных документов бухгалтерского учета

Обязательно применение Журнала операций по забалансовому счету (ф. 0509213)

Ранее могли формироваться иные регистры по движению на забалансовых счетах

Необходимо предусмотреть формирование Журнала операций по забалансовому счету (ф. 0509213) для отражения движения объектов на забалансовых счетах

Обязательно применение Акта об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435)

Ранее в учреждении могла быть разработана и закреплена учетной политикой своя форма Акта о ликвидации (уничтожении)

С 2023 года обязательно применение Акта (ф. 0510435) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Свою специальную форму разрабатывать не нужно

Обязательно применение Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440)

Ранее нужно было установить, каким документом оформляется признание неактивом, могла быть разработана собственная форма

С 2023 года обязательно применение Решения (ф. 0510435) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Свою специальную форму разрабатывать не нужно. Учетной политикой следует установить порядок применения формы при списании основных средств

Обязательно применение Акта о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433)

Ранее нужно было установить, каким документом оформляется перевод на консервацию (расконсервацию) основных средств, могла быть разработана собственная форма

С 2023 года обязательно применение Акта (ф. 0510433) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Свою специальную форму разрабатывать не нужно

Обязательно применение регистра Карточка учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097)

Ранее для целей учета имущества в личном пользовании могла использоваться Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206). Учитывая, что в приказе № 52н это первичный документ, а не регистр, особенности использования формы в качестве регистра следовало установить в учетной политике

С 2023 года обязательно применение Карточки (книги) (ф. 0504206) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Устанавливать специальный регистр для учета имущества в личном пользовании в учетной политике не требуется

Обязательно применение Решения о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) для принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых устанавливается срок эксплуатации

Ранее следовало устанавливать формы документов, которыми оформляется решение комиссии в разных ситуациях, в частности, при создании объектов нефинансовых активов хозяйственным способом

С 2023 года обязательно применение Решения (ф. 0510441) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Свою специальную форму разрабатывать не нужно

Новая форма Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448). Обязательна для применения всеми организациями бюджетной сферы с 01.01.2024. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой

Ранее использовалась форма Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), для которой могли быть установлены случаи применения в различных ситуациях

Нужно определиться с применением новой формы Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448)

Новая форма – Карточка учета капитальных вложений (ф. 0509211). Обязательна для применения всеми организациями бюджетной сферы с 01.01.2024. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой

Аналитический учет по счету 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» мог вестись в Многографной карточке либо в ином регистре бухгалтерского учета, предусмотренном согласно учетной политике

С 2023 года для ведения аналитического учета по счету 106 00 может быть выбрана новая форма – Карточка учета капитальных вложений (ф. 0509211)

Необходимо определить кворум, необходимый для признания решения комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, правомочным (п. 5 Приложения № 5 к приказу № 61н)

Ранее могли быть определены учетной политикой решения в отношении кворума комиссии

С 2023 года для всех учреждений обязательно применение Листа голосования к тем формам, в которых отражается решение комиссии по поступлению и выбытию активов. Для заполнения Листа голосования необходимо указание кворума комиссии

Необходимо внести изменения в порядок проведения инвентаризации в связи с появлением новых форм

 

 

Может потребоваться внесение изменений в порядок работы комиссии по поступлению и выбытию активов

 

 

Другие изменения

Форма Авансового отчета (ф. 0504505) допустима только при оформлении в бумажном виде. При переходе на ЭДО используется Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520). Также допустимо применение Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) на бумажном носителе вместо Авансового отчета (ф. 0504505)

Могли быть уточнены нюансы формирования Авансового отчета (ф. 0504505)

Необходимо определить, какой документ оформляется для отражения расчетов с подотчетными лицами – сотрудниками учреждения в случае, если не произошел переход на полный внутренний ЭДО, – Авансовый отчет (ф. 0504505) или Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520). Авансовый отчет (ф. 0504505) может продолжать применяться для ситуаций расчетов с физическими лицами, которые не являются сотрудниками учреждения

Минфин России постепенно вводит новые формы электронных документов на замену тех, которые установлены приказом № 52н

Могли быть учтены нюансы формирования форм из приказа № 52н

Для тех электронных форм, которые применяются в обязательном порядке с 2024 года, учетной политикой может быть установлено более раннее применение. Для упрощения положений учетной политики в самом тексте номера форм можно не указывать, а определить их применение Графиком документооборота, в который вносить изменения по мере внедрения новых форм

Необходимо внести порядок отнесения материальных запасов к потребляемым и непотребляемым для целей списания и применения первичных учетных документов

Данные положения могли быть внесены и ранее

Необходимо внести соответствующие положения с учетом того, что от определения вида материальных запасов будет определяться порядок списания и применяемая форма документа

Необходимо предусмотреть учетной политикой порядок формирования номеров счетов 401 10, 401 20, 304 04 при безвозмездных передачах (за исключением передач денежных средств), внутриведомственных расчетах по доходам бюджета

Данные положения могли быть внесены и ранее, однако в течение года позиция Минфина России по вопросу менялась

Вопрос формирования 15–17 разрядов счетов 401 10, 401 20, 304 04 при безвозмездных передачах (за исключением передач денежных средств) должен быть урегулирован до появления соответствующих положений в Инструкциях по ведению учета

Начисление доходов в виде компенсации затрат, ущерба НФА, пени по контрактам и т. п. допустимо не только по КФО 2, но и в отдельных ситуациях по тем КФО, по которым ранее был произведен расход. Необходимо проверять допустимость применения КФО в отношении таких доходов согласно требованиям финансового органа, учредителя

Ранее в учетной политике могли быть положения, обязывающие те или иные виды доходов от компенсации затрат, ущерба отражать по КФО 2

Необходимо исключить или скорректировать соответствующие положения учетной политики

Необходимо пересмотреть, при необходимости, бухгалтерские записи по расчетам с ФСС РФ по суммам страховых взносов, разрешенных к использованию в целях обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников

Бухгалтерские записи могли быть предусмотрены в учетной политике и ранее

До изменения положений инструкций по ведению учета соответствующие бухгалтерские записи должны быть предусмотрены учетной политикой

В связи с внедрением новых документов следует пересмотреть документы-основания для принятия бюджетных и денежных обязательств

 

К примеру, основанием для принятия денежных обязательств по командировке может быть Решение о командировании