Что необходимо учесть при составлении учётной политики на 2023 год?
- 01.12.2022

Учетная политика организации бюджетной сферы должна соответствовать требованиям действующего законодательства, ведь именно в ней закладываются экономические составляющие. Поэтому ее следует периодически подвергать тщательному анализу и при необходимости вносить поправки.
Напоминаем, что изменения в учетную политику вносятся только в случаях, поименованных в ч. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 12 Стандарта «Учетная политика». При этом следует различать понятия «изменения» и «дополнения» в учетную политику. Дополнения в учетную политику оформляются в соответствии с п. 14 Стандарта «Учетная политика».
Важно помнить, что учреждению надо не только внести соответствующие изменения и(или) дополнения в учетную политику, но и в последующем учесть их при составлении и представлении бюджетной (бухгалтерской отчетности).
В качестве необязательных изменений, которые можно учесть в учетной политике, дополнительно следует отметить следующие. Учетной политикой нужно урегулировать те нюансы бухгалтерского учета, которые не урегулированы законодательно, поэтому учетную политику следует постоянно мониторить.
Это связано:
- с формированием или утверждением новых правил (способов) ведения учета;
- с кардинальной сменой условий хозяйственной деятельности (к примеру, с реорганизацией);
- с изменением возложенных на учреждение полномочий, выполняемых им функций.
Помимо изменений, вносимых в учетную политику, не следует забывать про внесение изменений:
- в рабочий план счетов;
- в график документооборота;
- в перечень форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета;
- в иные разделы и приложения к учетной политике.
В качестве обязательных изменений, которые должны быть отражены в учетной политике в 2023 году, следует обратить внимание на следующие:
1. С 01 января 2023 года вступают в силу очередные стандарты бухгалтерского учета для применения организациями бюджетной сферы:
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна», утв. приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н (далее – Стандарт «Государственная (муниципальная) казна»);
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов», утв. приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н (далее – Стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности»).
2. Необходимость проведения ревизии учетной политики органам, осуществляющим полномочия и функции собственников в отношении имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, связана с утверждением Стандарта «Государственная (муниципальная) казна».
3. Следует учесть дополнения, вносимые в приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61н, который утверждает:
- унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета;
- Методические указания по их формированию и применению.
Формы документов, которые ранее были установлены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, постепенно заменят формы из нового приказа. Учетной политикой следует определить:
- особенности применения новых форм в 2023 году;
- особенности применения электронного документооборота.
4. С 2023 года действует новая бюджетная классификация, что может затронуть отдельные положения учетной политики.
5. Следует помнить о том, что многие правовые акты, которые могут так или иначе иметь отношение к учетной политике, вступят в силу в 2023 году, соответственно, необходимо будет вносить изменения и дополнения в уже утвержденный документ.
Предлагаем провести мониторинг учетной политики до конца года с учетом прилагаемых нюансов:
Новшество |
Было |
Стало |
Стандарт «Государственная (муниципальная) казна» |
||
Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе нефинансовых активов имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования (п. 11 Стандарта «Государственная (муниципальная) казна») |
Аналогичное положение ранее было предусмотрено в п. 145 Инструкции № 157н |
Учетной политикой уполномоченных органов необходимо определить, если это не было определено ранее, порядок ведения аналитического учета объектов в составе имущества казны. Такой порядок должен быть согласован с финансовым органом соответствующего публично-правового образования |
Приказ № 61н |
||
Новшество |
Было |
Стало |
Обязательное применение электронных форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета из приказа № 61н |
Учетной политикой могло быть установлено применение форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установленных приказом № 61н |
Формы из приказа № 61н применяют все учреждения в обязательном порядке. В случае отсутствия технической возможности данные формы формируются на бумажном носителе. В связи с этими обязательными новшествами нужно скорректировать положения учетной политики в части применения первичных документов и регистров бухгалтерского учета из приказа № 61н |
Ограничение по дополнению реквизитов первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета |
Учетной политикой могли быть закреплены формы первичных документов, составленные на основе унифицированных форм, дополненные в целях полноты отражения в учете дополнительными реквизитами при условии обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется формирование и обмен информацией и документов в электронном виде (в форме электронных документов) |
В приказе № 61н установлено, что допустимо включение дополнительных строк (подразделов), а также создание вкладных листов в целях удобства размещения и обработки информации. Дополнительные строки (подразделы) при этом должны быть предусмотрены унифицированными формами электронных документов бухгалтерского учета |
Обязательно применение Журнала операций по забалансовому счету (ф. 0509213) |
Ранее могли формироваться иные регистры по движению на забалансовых счетах |
Необходимо предусмотреть формирование Журнала операций по забалансовому счету (ф. 0509213) для отражения движения объектов на забалансовых счетах |
Обязательно применение Акта об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435) |
Ранее в учреждении могла быть разработана и закреплена учетной политикой своя форма Акта о ликвидации (уничтожении) |
С 2023 года обязательно применение Акта (ф. 0510435) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Свою специальную форму разрабатывать не нужно |
Обязательно применение Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) |
Ранее нужно было установить, каким документом оформляется признание неактивом, могла быть разработана собственная форма |
С 2023 года обязательно применение Решения (ф. 0510435) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Свою специальную форму разрабатывать не нужно. Учетной политикой следует установить порядок применения формы при списании основных средств |
Обязательно применение Акта о консервации (расконсервации) объекта основных средств (ф. 0510433) |
Ранее нужно было установить, каким документом оформляется перевод на консервацию (расконсервацию) основных средств, могла быть разработана собственная форма |
С 2023 года обязательно применение Акта (ф. 0510433) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Свою специальную форму разрабатывать не нужно |
Обязательно применение регистра Карточка учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097) |
Ранее для целей учета имущества в личном пользовании могла использоваться Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206). Учитывая, что в приказе № 52н это первичный документ, а не регистр, особенности использования формы в качестве регистра следовало установить в учетной политике |
С 2023 года обязательно применение Карточки (книги) (ф. 0504206) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Устанавливать специальный регистр для учета имущества в личном пользовании в учетной политике не требуется |
Обязательно применение Решения о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) для принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых устанавливается срок эксплуатации |
Ранее следовало устанавливать формы документов, которыми оформляется решение комиссии в разных ситуациях, в частности, при создании объектов нефинансовых активов хозяйственным способом |
С 2023 года обязательно применение Решения (ф. 0510441) для всех организаций бюджетной сферы. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой. Свою специальную форму разрабатывать не нужно |
Новая форма Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448). Обязательна для применения всеми организациями бюджетной сферы с 01.01.2024. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой |
Ранее использовалась форма Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), для которой могли быть установлены случаи применения в различных ситуациях |
Нужно определиться с применением новой формы Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) |
Новая форма – Карточка учета капитальных вложений (ф. 0509211). Обязательна для применения всеми организациями бюджетной сферы с 01.01.2024. Может применяться и ранее, если это закреплено учетной политикой |
Аналитический учет по счету 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» мог вестись в Многографной карточке либо в ином регистре бухгалтерского учета, предусмотренном согласно учетной политике |
С 2023 года для ведения аналитического учета по счету 106 00 может быть выбрана новая форма – Карточка учета капитальных вложений (ф. 0509211) |
Необходимо определить кворум, необходимый для признания решения комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, правомочным (п. 5 Приложения № 5 к приказу № 61н) |
Ранее могли быть определены учетной политикой решения в отношении кворума комиссии |
С 2023 года для всех учреждений обязательно применение Листа голосования к тем формам, в которых отражается решение комиссии по поступлению и выбытию активов. Для заполнения Листа голосования необходимо указание кворума комиссии |
Необходимо внести изменения в порядок проведения инвентаризации в связи с появлением новых форм |
|
|
Может потребоваться внесение изменений в порядок работы комиссии по поступлению и выбытию активов |
|
|
Другие изменения |
||
Форма Авансового отчета (ф. 0504505) допустима только при оформлении в бумажном виде. При переходе на ЭДО используется Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520). Также допустимо применение Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) на бумажном носителе вместо Авансового отчета (ф. 0504505) |
Могли быть уточнены нюансы формирования Авансового отчета (ф. 0504505) |
Необходимо определить, какой документ оформляется для отражения расчетов с подотчетными лицами – сотрудниками учреждения в случае, если не произошел переход на полный внутренний ЭДО, – Авансовый отчет (ф. 0504505) или Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520). Авансовый отчет (ф. 0504505) может продолжать применяться для ситуаций расчетов с физическими лицами, которые не являются сотрудниками учреждения |
Минфин России постепенно вводит новые формы электронных документов на замену тех, которые установлены приказом № 52н |
Могли быть учтены нюансы формирования форм из приказа № 52н |
Для тех электронных форм, которые применяются в обязательном порядке с 2024 года, учетной политикой может быть установлено более раннее применение. Для упрощения положений учетной политики в самом тексте номера форм можно не указывать, а определить их применение Графиком документооборота, в который вносить изменения по мере внедрения новых форм |
Необходимо внести порядок отнесения материальных запасов к потребляемым и непотребляемым для целей списания и применения первичных учетных документов |
Данные положения могли быть внесены и ранее |
Необходимо внести соответствующие положения с учетом того, что от определения вида материальных запасов будет определяться порядок списания и применяемая форма документа |
Необходимо предусмотреть учетной политикой порядок формирования номеров счетов 401 10, 401 20, 304 04 при безвозмездных передачах (за исключением передач денежных средств), внутриведомственных расчетах по доходам бюджета |
Данные положения могли быть внесены и ранее, однако в течение года позиция Минфина России по вопросу менялась |
Вопрос формирования 15–17 разрядов счетов 401 10, 401 20, 304 04 при безвозмездных передачах (за исключением передач денежных средств) должен быть урегулирован до появления соответствующих положений в Инструкциях по ведению учета |
Начисление доходов в виде компенсации затрат, ущерба НФА, пени по контрактам и т. п. допустимо не только по КФО 2, но и в отдельных ситуациях по тем КФО, по которым ранее был произведен расход. Необходимо проверять допустимость применения КФО в отношении таких доходов согласно требованиям финансового органа, учредителя |
Ранее в учетной политике могли быть положения, обязывающие те или иные виды доходов от компенсации затрат, ущерба отражать по КФО 2 |
Необходимо исключить или скорректировать соответствующие положения учетной политики |
Необходимо пересмотреть, при необходимости, бухгалтерские записи по расчетам с ФСС РФ по суммам страховых взносов, разрешенных к использованию в целях обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников |
Бухгалтерские записи могли быть предусмотрены в учетной политике и ранее |
До изменения положений инструкций по ведению учета соответствующие бухгалтерские записи должны быть предусмотрены учетной политикой |
В связи с внедрением новых документов следует пересмотреть документы-основания для принятия бюджетных и денежных обязательств |
|
К примеру, основанием для принятия денежных обязательств по командировке может быть Решение о командировании |
