Ученический договор регламентирован гл. 32 ТК РФ. В частности, при невыполнении обучающимся обязательств после окончания учебы отработать у работодателя определенный срок возникает обязанность по возврату полученной за время обучения стипендии и иных расходов работодателя.

Так, региональным минздравом на целевое обучение в вуз был направлен специалист с условием, что после обучения он должен устроиться в подведомственную минздраву больницу и отработать там не менее трех лет. Договор, заключенный между региональным минздравом и специалистом, содержал условия о выплате специалисту ежемесячной стипендии, а также последствия неисполнения обязательств по трудоустройству, а именно возмещение минздраву всех расходов, связанных с обучением, и выплата штрафа в двойном размере этой суммы.

По окончании обучения специалист не выполнил обязательств по трудоустройству, в связи с чем минздрав обратился в суд за взысканием выплат в сумме 100 тыс. руб. и штрафа – 200 тыс. руб.

Определением Шестого КСОЮ от 16.09.2021 № 88-20017/2021 было установлено, что трудовое законодательство не предусматривает взыскание штрафа в случае непоступления на работу после окончания обучения за счет работодателя. Включение подобных условий в ученический договор противоречит действующему законодательству. Относительно затрат на обучение в виде выплаты стипендии требования минздрава признаны обоснованными.

Судебная практика по аналогичным спорам сводится к тому, что положениями гл. 32 ТК РФ предусмотрена лишь обязанность лица, заключившего ученический договор, по возмещению работодателю фактически понесенных расходов на обучение, а вот возможность возложения на обучающегося дополнительных штрафных санкций в пользу работодателя законом не предусмотрена. При этом условия ученического договора, противоречащие положениям трудового законодательства, а в данном случае ухудшающие положение обучающегося, являются недействительными и не подлежат применению.