В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. При этом движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ. Отметим, что нормативные акты не ограничивают круг лиц, которые вправе требовать признания вещи бесхозяйной. После обращения в установленном законом порядке в собственность бесхозяйной вещи учреждение отражает ее поступление в бухгалтерском учете в качестве излишков.
Выявление бесхозяйной вещи происходит по результатам инвентаризации. Инвентаризация имущества является одним из основных мероприятий, предшествующих составлению годовой отчетности (п. 7 Инструкции № 191н, п.п. 65, 70 СГС «Концептуальные основы...»). В ходе инвентаризации можно не только выявить недостачи или неучтенное имущество, объекты, не являющиеся активами, и провести тест на обесценение, но и найти ошибки, допущенные в бухгалтерском учете.
Выявленное при инвентаризации неучтенное имущество фиксируется в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. На основании Ведомости (ф. 0504092) инвентаризационной комиссией составляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
При этом комиссия должна руководствоваться положениями п.п. 7, 8 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, п.п. 38, 39, 45 Инструкции № 157н.
Неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной (справедливой) стоимости (п. 31 Инструкции № 157н, п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, п. 52 Федерального стандарта «Концептуальные основы...»). В соответствии с п. 25 Инструкции № 157н под текущей оценочной стоимостью на дату принятия к учету понимается справедливая стоимость указанного объекта. Определение текущей оценочной стоимости осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов на основании:
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.
В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект – один рубль.
После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по материальным запасам, отраженным на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр их балансовой (справедливой) стоимости.
Следует отметить, что в зависимости от вида выявленного при инвентаризации неучтенного имущества его стоимость отражают по дебету соответствующих счетов 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы», 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», 0 105 000 000 «Материальные запасы», счету 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны», 0 201 34 000 «Денежные средства в кассе учреждения», 0 201 35 000 «Денежные документы» и кредиту счета 0 401 10 189 «Иные доходы» (п.п. 7, 12, 16, 23, 120 Инструкции № 162н).
Таким образом, комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н, Комиссия) вправе принять решение об отнесении выявленных детских игровых площадок в состав муниципальной казны. В основе обоснования, как правило, лежит принцип «необходимо ли данное имущество для исполнения полномочий органа местного самоуправления или нет». Если да, то основные средства, если нет – муниципальная казна.
Отражение операций по оприходованию неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, производится в порядке, предусмотренном п. 7 Инструкции № 162н, в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 189 «Иные доходы»:
Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 (1 108 ХХ 310) Кредит КДБ 1 401 10 189.