Счет 106 51 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» является важным инструментом в бюджетном учете. Он был включен в Единый план счетов еще в 2021 году, но до сих пор возникают вопросы о его применении конкретными субъектами бюджетного учета. Согласно Инструкции № 191н показатели счета 106 51 указываются в Разделе 2 «Нефинансовые активы, составляющие имущество казны» Сведений (ф. 0503168). Однако Раздел 2 не формируется и не представляется в отчетности получателей бюджетных средств, которые не осуществляют полномочия собственника имущества. Законодательством также не урегулирован порядок закрепления таких полномочий.
Именно поэтому предлагаем ознакомиться с позицией судов.
В соответствии с постановлением Шестого КСОЮ от 12 мая 2023 г. по делу № 16-2298/2023 и Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 апреля 2023 г. по делу № 12-166/2023 затраты на строительство таких объектов, которые не будут закреплены на праве оперативного управления за получателем бюджетных средств, исключают возможность применения счета 106 11 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество». Речь о том, что строительство объекта поручается одному профильному органу власти или казенному учреждению, такому как дирекция по строительству. Однако уже на этапе принятия решения о строительстве становится очевидно, что объект будет использоваться другим учреждением. Ревизоры считают, что затраты на строительство таких объектов, которые не будут закреплены на праве оперативного управления за получателем бюджетных средств, исключают возможность применения счета 106 11 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество». Судьи трех инстанций поддержали вывод ревизоров. Таким образом, даже если показатель по счету 108 51 будет сформирован в бюджетном учете другого органа власти, сам факт доведения ЛБО для реализации бюджетных инвестиций свидетельствует о наличии полномочий, позволяющих сформировать показатель по счету 106 51. Примером такого нарушения требований к бухгалтерскому учету является показатель по счету 106 11 в Балансе у органа власти, которому доведены ЛБО на строительство объекта, предназначенного для передачи другому учреждению.
Так, можно сделать вывод, что выбор счета для учета крупных вложений при строительстве недвижимости всецело зависит от предназначения недвижимого объекта.
Назначение объекта недвижимости, на строительство которого доведены ЛБО
|
Номер счета бюджетного учета
|
Примечание
|
Объект недвижимости будет закреплен на праве оперативного управления за тем учреждением, которому доведены ЛБО на строительство
|
Счет 106 11
|
-
|
Объект недвижимости предназначен для передачи в казну
|
Счет 106 51
|
Если за ПБС, которому доведены ЛБО в целях реализации бюджетных инвестиций, в явном виде не закреплены полномочия по учету имущества казны, особенности формирования показателей Раздела 2 Сведений (ф. 0503168), представляемых в комплекте бюджетной отчетности такого ПБС, должны быть определены финорганом публично-правового образования
|
Объект недвижимости предназначен для закрепления на праве оперативного управления
|
Счет 106 51
|
Объект недвижимости предназначен для передачи в собственность другого публично-правового образования
|
Счет 106 51
|