С 21 сентября 2022 года согласно Указу Президента РФ от 21.09.2022 № 647 в России объявлена частичная мобилизация. Рассмотрим основные аспекты призыва граждан РФ на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы РФ.

1. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ под мобилизацией понимаются мероприятия по переводу экономики России, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация бывает общей или частичной.

2. Лица, подлежащие призыву граждан на военную службу по мобилизации:

- пребывающие в запасе;

- не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

2.1. В силу ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» к пребывающим в запасе отнесены:

- уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных сил РФ;

- успешно завершившие обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончившие федеральные государственные образовательные организации высшего образования;

- успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончившие указанные образовательные организации;

- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

- не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;

- не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

- прошедшие альтернативную гражданскую службу;

- лица женского пола, имеющие военно-учетную специальность.

2.2. Согласно ст. 18 Закона № 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

- забронированным в порядке, определяемом Правительством РФ (такой порядок определен постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156, документ носит гриф «Для служебного пользования» и не подлежит открытому опубликованию, для получения информации о том, относится ли гражданин к категории забронированных граждан, работнику следует обратиться к своему руководителю);

- признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья – на срок до шести месяцев;

- занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

- являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и(или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

- имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);

- имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;

- матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

- членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы.

Помимо поименованной категории граждан, Законом № 31-ФЗ (ст. 18) установлено, что этот перечень не окончательный и Президент наделен полномочиями по определению иных категорий, подлежащих отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации. В целях реализации норм федерального законодательства Указом Президента № 647 право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации предоставлено гражданам РФ:

- работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (на период работы в этих организациях). Категории таких граждан и порядок предоставления права на отсрочку определит Правительство РФ;

- призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (п. 4 ст. 17 Закона № 31-ФЗ).

3. Алгоритм действий при призыве граждан по мобилизации.

Основные обязанности граждан в период мобилизации установлены в ст.ст. 10, 21 Закона № 31-ФЗ. К таковым отнесены:

- явка по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас;

- выполнение требований, изложенных в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

Обращаем внимание на два основных и важных момента:

- граждане, не получившие мобилизационное предписание, повестку, распоряжение военного комиссариата, федерального органа исполнительной власти, имеющего запас, самостоятельно идти в военкомат не обязаны;

- выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для граждан, состоящих на воинском учете, с момента объявления мобилизации запрещен.

4. Меры ответственности за неявку.

4.1. Административная ответственность.

Административный штраф в размере от 500 до 3000 руб. либо предупреждение предусмотрены по ст. 21.5 КоАП РФ:

- за неявку по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;

- за неявку в военный комиссариат при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

- за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

4.2. Уголовная ответственность.

За уклонение от прохождения военной службы предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 328 УК РФ. Однако здесь имеются отдельные нюансы. Обратимся за разъяснениями к п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 03.04.2008 № 3, согласно которому cубъектами преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, являются:

- граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет;

- состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу.

Как мы знаем, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (п. 1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ). В этой связи Верховный суд РФ пришел к выводу, что после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу подлежат только лица:

- совершившие это преступление до указанного возраста;

- если не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.

Субъектами преступления, предусмотренного частью первой ст. 328 УК РФ, не могут быть граждане, пребывающие в запасе.

Обращаем внимание, что 21.09.2022 Советом Федерации одобрен проект федерального закона № 160006-8, которым мера ответственности за уклонение от военной службы, дезертирство, неисполнение воинского приказа и другие преступления против военной службы существенным образом ужесточается.

В силу ст. 331 УК РФ к преступлениям против военной службы отнесены преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Таким образом, не могут быть привлечены к ответственности за преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ, граждане, не поступившие на военную службу или не начавшие прохождение военных сборов.

Вывод: граждане, пребывающие в запасе и не явившиеся в военкомат, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

5. Действия работодателей при мобилизации.

Основной свод обязанностей организаций в период мобилизации закреплен в ст. 9 Закона № 31-ФЗ и в Положении о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006. К таковым отнесены:

- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени (пп. 6 п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ);

- обеспечивать своевременное оповещение и явку работающих (проходящих службу, обучающихся) в организациях граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ, пп. «ж» п. 32 Положения);

- разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по мобилизации (пп. «в» п. 30 Положения);

- информировать военкоматы о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области мобилизации (пп. «г» п. 30 Положения);

- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона № 31-ФЗ).

Начнем с формы пришедшей повестки. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 утверждена форма повестки для случаев призыва на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе. Она в обязательном порядке содержит одну из причин вызова:

а) для уточнения документов воинского учета;

б) для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;

в) для прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений:

- о призыве на военную службу;

- о направлении на альтернативную гражданскую службу;

- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

- об освобождении от призыва на военную службу;

- об освобождении от исполнения воинской обязанности;

- о зачислении в запас;

- о прохождении призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

- об отправке к месту прохождения военной службы.

На основании п. 1 ст. 6 Закона № 53-ФЗ граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы:

1) на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов:

- о постановке их на воинский учет;

- об обязательной подготовке к военной службе;

- о призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы;

2) на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы.

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ на время прохождения военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. В этом случае действия работодателя таковы:

- издание приказа об освобождении сотрудника от работы для исполнения государственных или общественных обязанностей;

- сохранение за работником места работы и среднего заработка (см. ст. 170 ТК РФ);

- в табеле учета рабочего времени проставляется код, предназначенный для исполнения государственных или общественных обязанностей.

Важно отметить, что частью второй ст. 170 ТК РФ и п.п. 2, 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, средний заработок за время исполнения обязанностей по воинскому учету исчисляет и выплачивает работодатель, однако эти расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Для получения компенсации работодатель обращается в военный комиссариат с соответствующим заявлением. В заявлении, написанном на официальном бланке организации с подписью руководителя и основной печатью организации, необходимо указать:

- размер компенсации затрат;

- сведения о размере фактических расходов;

- банковские реквизиты счета для перечисления компенсации.

Наряду с этим к заявлению необходимо приложить заверенные в установленном порядке копии подтверждающих документов:

- копии табеля учета рабочего времени;

- расчета среднего заработка;

- платежной ведомости;

- документов, представленных работником.

При возникновении ситуации о несообщении работником сведений о своем призыве работодателю надлежит в табеле учета рабочего времени проставить код, предназначенный для неявки работника по невыясненным причинам. В случае если впоследствии работник представит документ, подтверждающий выполнение государственных обязанностей, работодателю необходимо будет внести в табель учета рабочего времени корректировки, а время отсутствия оплатить.

Закон № 53-ФЗ разграничивает понятия призыва на военную службу и призыва на военную службу по мобилизации, как и понятия прохождения военной службы по призыву и прохождения военной службы в период мобилизации.

Обращаем внимание, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при вызове работника для отправки к месту прохождения военной службы по призыву по мобилизации трудовой договор с работником прекращению не подлежит. Прекращается трудовой договор только в случае призыва на военную службу. Такой порядок закрепило Правительство РФ в постановлении и сообщило об этом на своем сайте. Трудовые договоры с гражданами, призванными на военную службу по мобилизации, будут приостановлены, но не расторгнуты, рабочие места будут сохранены.