Бюджетная смета устанавливает объем, назначение и направления использования бюджетных ассигнований, что обеспечивает их целевое использование. Непредвиденные расходы, как правило, не учитываются при составлении бюджетной сметы. Их появление влечет необходимость внесения изменений в смету, даже если для их финансирования имеются «свободные» ЛБО.
Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от 18 марта 2024 г. по делу № А32-68384/2023 получатели бюджетных средств могут использовать «свободные» ЛБО только на цели, предусмотренные бюджетной сметой. Принцип целевого назначения бюджетных средств гласит, что они предоставляются с указанием конкретной цели их использования, которая определяет код бюджетной классификации и детализируется в бюджетной смете.
Например, если закупка автомобильной резины не планировалась при составлении бюджетной сметы, но в ней имеется остаток ЛБО по соответствующему коду классификации, получатель средств не может самостоятельно использовать эти средства для покупки резины без внесения изменений в смету. Наличие «свободных» ЛБО не исключает претензий со стороны контролирующих органов в случае целевого использования бюджетных средств. Цель расходования имеет приоритет над КБК. То есть нужно сначала определить предмет закупки для достижения конкретной цели, а затем присваивать соответствующим расходам код бюджетной классификации. Таким образом, непредвиденные расходы в бюджетной смете признаются нецелевыми, если не вносятся изменения в смету, определяющие цель их использования.