Законом № 44-ФЗ не устанавливается каких-либо ограничений на возможность заключения, в том числе с одним и тем же контрагентом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем), нескольких контрактов на приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг в соответствии с положениями п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие контракты могут быть заключены в один и тот же день либо в течение какого-либо календарного периода времени.

Сумма закупки ограничивается в отношении именно одной конкретной закупки товара, работы или услуги, а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ у единственного контрагента в течение определенного периода времени, в том числе на основании нескольких контрактов.

В письме Минэкономразвития России от 12.02.2016 № Д28и-285 также разъяснено, что заключение заказчиком на основании п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нескольких контрактов на приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг на общую сумму более 600 тыс. руб. (3 млн руб. – в случае закупки товаров на электронной площадке согласно ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) не противоречит Закону № 44-ФЗ. Аналогичная позиция излагается в постановлении Третьего ААС от 12.08.2016 № 03АП-3648/16.

Соответствующие разъяснения также содержатся в письме ФАС России от 14.11.2019 № ИА/100041/19, где указано, что неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного контрагента с соблюдением требований, установленных п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не может признаваться нарушением требований Закона № 44-ФЗ, при условии, что такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения. К примеру, с единственным поставщиком может быть заключено три договора от 25.04.2020 на поставку бумаги формата А4 на сумму 590 тыс. руб. каждый.

При этом ФАС России обращает внимание, что заключение нескольких контрактов на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в целях закупки работ (услуг) по строительству, реконструкции, а также капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией либо в рамках конкретного раздела проектной документации, признается уходом от проведения конкурентных процедур и нарушает требования Закона № 44-ФЗ. Такие действия являются прямым нарушением положений ст. 16 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ.

Кроме того, необходимо учитывать, что искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных товаров с целью ухода от проведения торгов является недопустимым. Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 2518/11, а также в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 24.01.2018 № Ф08-9662/17.

Положениями п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможность осуществления одной закупки товара, работы или услуги без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) связана с установленными в этих нормах суммовыми ограничениями. Фактическое превышение суммовых ограничений в результате искусственного дробления одного объекта закупки может быть квалифицировано как уклонение от проведения конкурентных процедур, т. е. избрание ненадлежащего способа закупки. С учетом данных обстоятельств сделки, заключенные по результатам таких закупок, могут быть признаны недействительными.

При установлении факта искусственного дробления закупки на несколько контрактов контрагенту может быть отказано во взыскании с заказчика оплаты по таким контрактам (см., к примеру, постановления Восемнадцатого ААС от 25.07.2017 № 18АП-6002/17, АС Северо-Кавказского округа от 05.10.2017 № Ф08-7446/17).

Помимо этого, несколько заключенных контрактов с единственным контрагентом могут быть рассмотрены как единая закупка на сумму свыше 600 тыс. руб. Такая закупка будет считаться закупкой, в отношении которой заказчиком выбран ненадлежащий способ определения контрагента. Осуществление такой закупки является административным правонарушением на основании ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ (см., к примеру, постановления УФАС по Республике Мордовия от 31.05.2017 № 336, УФАС по Тамбовской области от 13.07.2016 № АП2-93/16).

Также необходимо иметь в виду, что закупка может быть признана совершенной в условиях искусственного дробления предмета закупки, если контракты, заключенные на основании п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, на закупку товаров, работ, услуг, технически и(или) функционально дополняют друг друга (см., к примеру, постановление Третьего ААС от 20.10.2015 № 03АП-4490/15, решение УФАС по Красноярскому краю от 16.01.2015 № 404-15-14).