Для унитарного предприятия дешевле будет реорганизация. Дело в том, что в случае принятия решения о реорганизации кредиторы унитарного предприятия в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков (п. 7 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). В случае ликвидации предприятие обязано удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (п. 5 ст. 35 Закона № 161-ФЗ).
Кроме того, в случае ликвидации организации ее работники подлежат увольнению с выплатой выходного пособия (ст. 180 ТК РФ). В случае реорганизации трудовые отношения не прекращаются (ч. 5 ст. 75 ТК РФ) – соответственно, не нужно нести лишние расходы по расчетам с работниками.
Порядок ликвидации МУП регулируется ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст.ст. 61–64.1 ГК РФ, ст.ст. 20–22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Алгоритм действий при ликвидации МУП выглядит следующим образом:
1) администрация принимает решение о ликвидации и назначает ликвидационную комиссию (председателем ликвидационной комиссии может быть назначено любое лицо при наличии его согласия). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами МУП;
2) администрация уведомляет налоговый орган по месту нахождения ликвидируемого МУП о ликвидации МУП в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации (с приложением данного решения) по форме № P15016;
3) ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» (http://www.vestnik-gosreg.ru) публикацию о ликвидации МУП, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Также сообщение (сведения) о ликвидации нужно подать в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ): http://www.fedresurs.ru. Срок подачи этих сведений по общему правилу – три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта (п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации МУП;
4) после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого МУП, перечне предъявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения, сведения о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. О составлении промежуточного баланса также нужно уведомить налоговый орган по форме № P15016;
5) если имеющиеся у ликвидируемого МУП денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества МУП, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания;
6) после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс;
7) документы, образовавшиеся в процессе деятельности МУП и включенные в состав Архивного фонда РФ, документы по личному составу (трудовые договоры и т. д.), а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией на хранение в соответствующий архив (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»);
8) ликвидация МУП считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации МУП не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации МУП. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации МУП.
На основании ч. 2 ст. 29 Закона № 161-ФЗ реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом № 161-ФЗ или иными федеральными законами случаях.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
Статья 37 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» допускает создание акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью в результате преобразования унитарного предприятия.
К созданию АО и ООО применяются общие правила о приватизации муниципального имущества. При этом нужно помнить, что АО или ООО не всегда получает все, что принадлежало предприятию: есть имущество, приватизация которого запрещена.
К уставам обществ, которые создаются в порядке приватизации унитарного предприятия, закон предъявляет два особых требования:
1) устав должен содержать цели и предмет деятельности общества (п. 3 ст. 37 Закона о приватизации);
2) устав ООО, 100 % уставного капитала которого принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, не может предусматривать преимущественное право этого ООО на приобретение доли, которую продает его участник (п. 7 ст. 37 Закона о приватизации).
В остальном уставы хозяйственных обществ должны соответствовать общим требованиям ст. 11 Закона об АО и ст. 12 Закона об ООО (п. 2 ст. 37 Закона о приватизации).
Если выбирать между АО и ООО, то проще, конечно, преобразовать МУП в ООО – не нужно заниматься выпуском и регистрацией акций.