В ГК РФ есть ст. 1063, которая озаглавлена «Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению». В п. 1 данной статьи закреплено, что отношения между организаторами тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр и участниками таких игр, а также между операторами лотерей и участниками лотерей регулируются законами и основаны на договоре.
В данной норме идет речь о Федеральном законе от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральном законе от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
В то же время с 30.01.2014 из Закона о лотереях исключена с. 15, которая регулировала вопросы проведения муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления. С этой даты организаторами лотерей могут выступать только федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности (ч. 1 ст. 13 Закона о лотереях).
Вместе с тем Закон о лотереях регулирует только проведение таких лотерей, которые основаны на риске. Понятие «риск» законодательством не раскрывается, но обычно под риском понимается возможность утраты имущества участником игры, которая ничем не компенсируется. В Вашей ситуации участники, скорее всего, ничего не теряют: на потраченные деньги каждый получает один из случайных призов эквивалентной или большей стоимости.
Минэкономразвития России дало следующие разъяснения по поводу проведения таких мероприятий: «Согласно ст. 1063 ГК РФ лотереи отнесены к основанным на риске играм. Между тем процедура проведения стимулирующей лотереи не связана с внесением платы и не имеет в себе рисковой составляющей. Таким образом, участники не несут имущественных рисков, связанных с участием в такой лотерее. Кроме того, призовой фонд стимулирующей лотереи формируется исключительно за счет средств организатора лотереи, что не соответствует определению понятия «лотерея» в Федеральном законе от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях». Участие в стимулирующей лотерее является следствием приобретения у организатора стимулирующей лотереи определенных товаров или услуг (то есть заключения договоров купли-продажи или оказания услуг). Полагаем, что проведение подобных рекламных акций (кампаний) должно быть предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (см. письмо Минэкономразвития России от 07.04.2014 № Д09и-451).
Таким образом, беспроигрышная лотерея, которую планируется провести в рассматриваемой ситуации, является не лотереей, а рекламным мероприятием. Подобные акции не требуют каких-либо согласований.
Согласно ст. 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.