Законодательством не запрещена установка видеокамер в помещениях администрации муниципального образования.
Кроме того, п. 3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, которая выражается в том числе в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.
Вместе с тем нужно учитывать, что изображение гражданина, получаемое в процессе видеофиксации, – это нематериальное благо, принадлежащее гражданину от рождения, не отчуждаемое и не передаваемое иным способом, подлежащее охране и защите в соответствии с ГК РФ и другими законами (п. 2 ст. 150 ГК РФ).
Право на охрану изображения гражданина сформулировано в ст. 152.1 ГК РФ, в силу которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. То есть фактически правовой запрет установлен лишь для обнародования и дальнейшего использования изображения гражданина без его согласия. Исключение из этого правила составляют лишь случаи, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах либо изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, и если такое изображение не является основным объектом использования.
Вопрос о том, используется ли изображение в государственных, общественных или иных публичных интересах, является оценочным. Он решается применительно к каждой конкретной ситуации.
Например, как разъясняет Пленум Верховного суда РФ, без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу пп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляются в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым (п. 44, 45 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
На наш взгляд, в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг, ведения личного приема граждан глава администрации и ее сотрудники выполняют публичные, общественно значимые функции, а потому их деятельность является открытой. Помещения, в которых ведется прием граждан, общедоступны, то есть любое заинтересованное лицо вправе обратиться с тем или иным вопросом. Поэтому, на наш взгляд, видеосъемка (в том числе с аудиофиксацией) приема документов или личного приема сотрудниками органа местного самоуправления возможна, если при этом не нарушаются требования ст. 152.1 ГК РФ. Для уведомления граждан можно разместить таблички «Ведется видеонаблюдение».
Что касается видеосъемки на рабочих местах, то суды обычно не усматривают в действиях работодателей, установивших на рабочих местах видеонаблюдение, нарушения права работников на неприкосновенность частной жизни. Решения мотивируются тем, что видеозапись не преследует цель вмешательства в частную жизнь работника, его личную, семейную тайну, а лишь фиксирует неисполнение работником его трудовых обязанностей (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2012 № 11-20012). Кроме того, видеозапись рабочего процесса не является раскрытием персональных данных работника в том смысле, который придают им нормы ТК РФ, регулирующие защиту персональных данных работника (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20.02.2017 по делу № 33-2314/2017, определение Московского городского суда от 08.12.2016 № 33-49698/16, определение Московского городского суда от 26.04.2019 по делу № 4г-4823/2019).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных работника может осуществляться работодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области. Согласно ст. 88 ТК РФ работодатель должен осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник также должен быть ознакомлен под подпись.
Следовательно, работодатель обязан принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления видеонаблюдения, и ознакомить с ним под подпись каждого работника.