Согласно ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и(или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ (п. 6 ст. 217 НК РФ). Перечень российских организаций в целях применения этой льготы утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, перечень международных и иностранных организаций – постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485 (см. письма Минфина России от 17.02.2023 № 03-04-05/13689, от 30.11.2020 № 03-04-06/104189, от 05.07.2019 № 03-04-06/49939, ФНС России от 16.07.2020 № БС-4-11/11530@ и др.). Суммы в виде грантов, выплачиваемые налогоплательщикам иными организациями, подлежат включению в налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ (см. письмо Минфина России от 10.09.2013 № 03-03-06/1/37238).

Оплата труда физических лиц – участников конкурсных проектов, выплачиваемая за счет грантов, освобождается от обложения НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие лица признаются получателями грантов, а подобное расходование средств гранта соответствует его целевому назначению (см. письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-04-06/10120).

Выплаты за счет средств гранта могут осуществляться физическим лицам, не являющимся получателями гранта, – это могут быть сотрудники из числа административно-управленческого, инженерно-технического персонала или же иные физические лица. Подобные выплаты облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке (см. письма Минфина России от 05.07.2019 № 03-04-06/49939, от 16.07.2018 № 03-04-06/49533, от 28.03.2018 № 03-04-06/19786, ФНС России от 16.07.2020 № БС-4-11/11530@).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

Если выплаты работникам учреждений культуры – победителям и участникам профессиональных конкурсов – осуществляются Минкультуры субъекта РФ как организатором конкурсов, с которым указанные работники не состоят в трудовых отношениях, на основании подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ такие выплаты не облагаются страховыми взносами. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС РФ от 19.07.2019 № БС-4-11/14144@.

Если же выплаты производит работодатель за счет предоставленной субсидии, как в рассматриваемой ситуации, то неуплата страховых взносов, скорее всего, приведет к спорам с контролирующими органами. С позицией ФНС Вы знакомы из письма Федеральной налоговой службы от 24 сентября 2024 г. № БС-17-11/2825@.

Вместе с тем суды при рассмотрении вопросов обложения страховыми взносами подобных выплат демонстрировали иной подход. Со ссылкой на положения ст. 15 и 129 ТК РФ судьи указывали, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Например, в постановлении Одиннадцатого ААС от 03.03.2016 № 11АП-1485/16 отмечено, что выплата лучшему работнику учреждения культуры – заведующей сельской библиотекой как победителю конкурса, организованного Министерством искусства и культурной политики области, не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, поэтому не подлежит обложению страховыми взносами. Спорная выплата, полученная за победу в конкурсе, не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не зависит от его трудового вклада и не гарантирована трудовым или коллективным договором.

Аналогичные выводы были сделаны в постановлении Двенадцатого ААС от 07.10.2015 № 12АП-7296/15 (оставлено без изменения постановлением АС Поволжского округа от 22.01.2016 № Ф06-4977/15) в отношении премии, выплаченной лучшим работникам местных администраций за победу в конкурсе, организованном администрацией области. Судьи указали, что такую премию надлежит квалифицировать не как доход, не подлежащий обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, т. е. не подпадающие под признаки объекта обложения страховыми взносами, установленные п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ. См. также определения ВАС РФ от 28.04.2014 № ВАС-4906/14, от 26.12.2013 № ВАС-18778/13, постановление Одиннадцатого ААС от 28.12.2017 № 11АП-17709/17.

Таким образом, если придерживаться логики судей, то можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации сумма денежного поощрения, выплаченная в номинации «Лучшие работники культуры» из средств областного бюджета работодателем-учреждением своим работникам (которые, полагаем, были отобраны как лучшие на конкурсной основе), может не облагаться страховыми взносами.

Однако, учитывая мнение ФНС, а также само наличие судебной практики по аналогичным ситуациям, полагаем, что если учреждение решит не облагать денежные премии страховыми взносами, то ему нужно быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.