Согласно нормам ГК РФ, качество товара должно соответствовать условиям договора купли-продажи. К сожалению, на практике это не всегда так. Покупателю может быть реализован некачественный товар, при этом брак зачастую не может быть обнаружен на этапе приемки.
Далее рассмотрим правила учета возвратов некачественных товаров и возмещения их стоимости в бюджетной сфере.
Особое внимание стоит обратить на ситуацию, когда материальные запасы или основные средства, возвращенные поставщику в связи с обнаружением брака, были куплены за счет средств целевой субсидии в прошедшем году. В этом случае восстановленные остатки этой субсидии должны быть возвращены в бюджет.
Начисленная компенсация расходов за товар, который был приобретен за счет средств субсидии на иные цели, может отражаться в учете по КФО 5 (см. новую редакцию Инструкции № 33н, а также контрольные соотношения для ряда форм годовой отчетности-2021).
В таблице представлены правила отражения в учете бюджетного / автономного учреждения операций, связанных с возвратом продавцу купленных по КФО 5 и принятых ранее к учету бракованных товаров (в т. ч. матзапасов) и возмещением их стоимости:
Хозяйственная операция
|
Дебет
|
Кредит
|
Бракованные матзапасы признаны «неактивом» и списаны с балансового учета
|
5 401 10 172
Увеличение счета 02
|
5 105 ХХ 44Х
|
Списанные товары возвращены поставщику
|
---
|
Уменьшение счета 02
|
Начислена задолженность по доходам от компенсации затрат в размере стоимости возвращенных товаров
|
5 209 34 56Х
|
5 401 10 134
|
Возмещена поставщиком стоимость бракованных товаров
|
5 201 11 510
Увеличение счета 17
(АнКВД 130, КОСГУ 134)
|
5 209 34 66Х
|
Начислена задолженность перед бюджетом по возврату восстановленного остатка средств целевой субсидии
|
5 401 10 152 (162)
|
5 303 05 731
|
Погашена задолженность по возврату средств субсидии в бюджет
|
5 303 05 832
|
5 201 11 610
Увеличение счета 18
(АнКВИ 610, КОСГУ 610)
|