Согласно нормам ГК РФ, качество товара должно соответствовать условиям договора купли-продажи. К сожалению, на практике это не всегда так. Покупателю может быть реализован некачественный товар, при этом брак зачастую не может быть обнаружен на этапе приемки.

Далее рассмотрим правила учета возвратов некачественных товаров и возмещения их стоимости в бюджетной сфере.

Особое внимание стоит обратить на ситуацию, когда материальные запасы или основные средства, возвращенные поставщику в связи с обнаружением брака, были куплены за счет средств целевой субсидии в прошедшем году. В этом случае восстановленные остатки этой субсидии должны быть возвращены в бюджет.

Начисленная компенсация расходов за товар, который был приобретен за счет средств субсидии на иные цели, может отражаться в учете по КФО 5 (см. новую редакцию Инструкции № 33н, а также контрольные соотношения для ряда форм годовой отчетности-2021).

В таблице представлены правила отражения в учете бюджетного / автономного учреждения операций, связанных с возвратом продавцу купленных по КФО 5 и принятых ранее к учету бракованных товаров (в т. ч. матзапасов) и возмещением их стоимости:

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Бракованные матзапасы признаны «неактивом» и списаны с балансового учета

5 401 10 172

Увеличение счета 02

5 105 ХХ 44Х

Списанные товары возвращены поставщику

---

Уменьшение счета 02

Начислена задолженность по доходам от компенсации затрат в размере стоимости возвращенных товаров

5 209 34 56Х

5 401 10 134

Возмещена поставщиком стоимость бракованных товаров

5 201 11 510
Увеличение счета 17
(АнКВД 130, КОСГУ 134)

5 209 34 66Х

Начислена задолженность перед бюджетом по возврату восстановленного остатка средств целевой субсидии

5 401 10 152 (162)

5 303 05 731

Погашена задолженность по возврату средств субсидии в бюджет

5 303 05 832

5 201 11 610
Увеличение счета 18
(АнКВИ 610, КОСГУ 610)