Законодательством предусмотрено существование акционерных обществ с двумя статусами: публичное акционерное общество и непубличное акционерное общество, что отражается в уставе и фирменном наименовании общества (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Публичным признается акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона об АО). Под публичным обращением акций и иных ценных бумаг понимается совершение с ними сделок, влекущих переход прав на такие ценные бумаги, на организованных торгах или путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы (ч. 15, 23 ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц (п. 2 ст. 7 Закона об АО, п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Поскольку акция является ценной бумагой, то при создании АО, в том числе путем реорганизации, должны быть соблюдены требования законодательства о ценных бумагах в части эмиссии акций, в том числе должна быть произведена государственная регистрация выпусков акций, подлежащих размещению. Особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации установлены ст. 27.5-5 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также подразделом IV.5 Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг». Процедура эмиссии акций включает в себя:
- принятие решения о размещении акций;
- утверждение решения об их выпуске в случаях, предусмотренных Законом № 39-ФЗ;
- регистрацию выпуска акций;
- их размещение;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций или представление уведомления об итогах выпуска.
Эмиссионные ценные бумаги при реорганизации размещаются на основании решения о реорганизации. Решение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме преобразования, принимается Банком России до государственной регистрации юридического лица, являющегося эмитентом, и вступает в силу с даты государственной регистрации соответствующего юридического лица. Если государственная регистрация соответствующего юридического лица не осуществлена в течение одного года с даты государственной регистрации указанного выпуска эмиссионных ценных бумаг, решение о государственной регистрации этого выпуска эмиссионных ценных бумаг аннулируется (п. 1, 3 ст. 27.5-5 Закона № 39-ФЗ). При осуществлении регистрации эмиссии ценных бумаг необходимо учитывать правила, которые предусмотрены ст. 20 и 20.1 Закона № 39-ФЗ. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, утверждается уполномоченным органом реорганизуемого юридического лица и подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа реорганизуемого юридического лица.
Кроме Банка России, регистрация выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрация выпусков акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, могут осуществляться регистратором. При этом договор о регистрации выпуска акций, подлежащих размещению при учреждении АО, может быть заключен только с регистратором, который утвержден решением об учреждении общества, а договор о регистрации выпуска акций непубличного АО, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, – только с регистратором, который осуществляет ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг этого акционерного общества. Договор о регистрации выпуска акций, подлежащих размещению при учреждении АО, заключается всеми учредителями общества или от имени всех его учредителей лицом, которое определено в договоре о создании АО или в решении о его учреждении. После государственной регистрации акционерного общества стороной такого договора становится указанное акционерное общество (п. 10 ст. 20.1 Закона № 39-ФЗ).
При этом документы могут быть представлены в электронном виде, в том числе с использованием личного кабинета при наличии такой возможности. При отказе регистрирующей организации зарегистрировать эмиссию ценных бумаг эмитент вправе обратиться в Банк России (п. 2 ст. 20, п. 12 ст. 20.1 Закона № 39-ФЗ).
У эмитента есть право представить пакет документов в Банк России на предварительное рассмотрение, в том числе без утверждения органами управления, при этом срок рассмотрения документов не должен превышать 20 рабочих дней с момента их поступления. В этом случае срок регистрации выпуска ценных бумаг составит 10 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации, вместо общего срока в 15 рабочих дней (20 рабочих дней, если одновременно осуществляется регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг) (п. 3, 5 ст. 20 Закона № 39-ФЗ). Течение срока регистрации выпуска ценных бумаг может быть приостановлено в случае выявления несоответствия представленных документов требованиям законодательства (не более чем на 20 рабочих дней, п. 6 ст. 20 Закона № 39-ФЗ).
Документы для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме преобразования, представляются в Банк России до внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (п. 2 ст. 27.5-5, п. 2 ст. 20 Закона № 39-ФЗ).
Таким образом, решение о выпуске подает ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии).
Размеры госпошлины за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, установлены пп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
К сведению: Банк России в письме от 25.11.2015 № 06-52/10054 пришел к выводу, что требования к созданию публичных акционерных обществ (приобретению АО публичного статуса) установлены ст. 7.1 Закона об АО, согласно которой непубличное АО приобретает статус публичного АО (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что АО является публичным и, соответственно, считается (признается) публичным со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого АО, содержащем указание на то, что общество является публичным. Возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством РФ не предусмотрена. Создаваемое путем учреждения АО может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО.
До 01.01.2020 регистрации выпуска ценных бумаг предшествовала регистрация акционерного общества. Как свидетельствует практика, акционерным обществам, которые до 01.01.2020 создавались как публичные, регистрирующий орган (налоговые органы) обычно не отказывал в регистрации юридического лица, но впоследствии территориальные отделения Банка России могли отказать им в регистрации выпуска акций, размещаемых при создании АО, также органами Банка России выдавались предписания об исключении из наименования общества слова «публичное».
Судебная практика по обжалованию таких ненормативных актов территориальных органов Банка России, существовавшая до 01.01.2020, неоднозначна:
- часть судов занимала позицию Банка России о том, что публичный статус может быть получен только в порядке ст. 7.1 Закона об АО и при создании АО не может быть публичным (определение ВС РФ от 09.01.2019 № 309-КГ18-10040, п. 12 Обзора судебной практики по делам, рассмотренным АС Уральского округа в II квартале 2018 года, постановления АС Уральского округа от 21.01.2019 № Ф09-8141/18, Семнадцатого ААС от 07.11.2016 № 17АП-14200/16, Седьмого ААС от 27.01.2017 № 07АП-6219/15 и от 25.01.2017 № 07АП-12131/16);
- другая часть судов признавала отказ в регистрации выпуска акций незаконным, указывая в качестве мотивов своего решения, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, нормативно-правые акты не предусматривают в качестве основания для отказа в государственной регистрации выпуска нарушение порядка создания акционерного общества, а также что факт государственной регистрации компании в форме публичного акционерного общества не оспаривался и не был признан незаконным (постановления АС Западно-Сибирского округа от 08.05.2018 № Ф04-1712/18, от 16.10.2017 № Ф07-9168/17). А в определении ВС РФ от 19.07.2017 № 310-КГ17-8595 суд указал, что доводы территориального отделения Банка России о том, что вновь созданное акционерное общество в силу закона не может сразу иметь публичный статус, основаны на ошибочном толковании норм права (см. также постановление АС Северо-Западного округа от 22.01.2019 № Ф07-15635/18).
Судебной практики по отказам Банка России в государственной регистрации выпуска акций, создаваемого АО после 01.01.2020, в чьем уставе содержится указание на публичный статус, нами не обнаружено. Но с учетом вышеприведенной позиции Банка России нельзя исключить отказ в регистрации выпуска ценных бумаг АО, создаваемого как публичное, что приведет к невозможности регистрации общества как юридического лица без признания недействительным отказа в регистрации выпуска. В этой связи представляется целесообразным преобразовать МУП в непубличное АО, а затем уже приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об АО.