Единого порядка, регулирующего списание имущества казны муниципального образования, нет. Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности, соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления). Именно в этом документе могут быть урегулированы вопросы документооборота, применяемого при списании муниципального имущества.

При разработке собственного порядка муниципальное образование может взять за основу Положение об особенностях списания федерального имущества (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834), а также воспользоваться нормативными актами других муниципальных образований. Кроме того, в разрабатываемый порядок можно включить собственные требования к списанию имущества.

В положении о комиссии следует определить и порядок привлечения к работе комиссии экспертов, обладающих специальными знаниями по вопросам эксплуатации соответствующих видов имущества. Подобные задачи могут решаться штатными сотрудниками учреждения.

Во избежание последующих разногласий с контролирующими органами не следует привлекать в качестве экспертов сотрудников учреждения, на которых возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании имущества.

Если в учреждении нет сотрудников, обладающих специальными знаниями по вопросам эксплуатации имущества, подлежащего списанию, то для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться внештатные эксперты.

Внештатные эксперты могут привлекаться к работе комиссии на безвозмездной основе. Вопрос о привлечении таких специалистов может решаться, в частности, при участии органа власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение. Такое взаимодействие возможно, например, в том случае, если этому органу подведомственны организации, в штате которых состоят специалисты соответствующей квалификации.

Существует ряд вопросов, которые обязательно должны быть решены уполномоченными должностными лицами учреждения при списании государственного (муниципального) имущества, даже если соответствующие требования не содержатся в явном виде в правовом акте, определяющем порядок списания этого имущества.

1. В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в учреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции № 157н). Положение об этой комиссии, а также ее состав утверждаются приказом руководителя госучреждения.

2. Из бухгалтерии и иных структурных подразделений учреждения истребуются оригиналы (копии) документов (бухгалтерских, учетно-технических, технических и др.), содержащих информацию об имуществе, в отношении которого от уполномоченных должностных лиц поступило предложение о списании.

3. После изучения полученных документов производится осмотр имущества. При этом проверяется соответствие данных о состоянии имущества, содержащихся в документации, его фактическому состоянию.

4. Комиссия принимает решение по вопросу о целесообразности (возможности) дальнейшего использования имущества.

5. Если комиссия признала объект подлежащим списанию, сразу же необходимо принять решение по вопросам:

- финансового обеспечения расходов, связанных со списанием имущества (в том числе с утилизацией всего объекта или его частей);

- возможности (целесообразности) использования в деятельности учреждения отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, полученных при ликвидации объекта;

- возможности (целесообразности) реализации (безвозмездной передачи) указанных выше узлов, деталей, конструкций и материалов.

6. Следующий важный этап работы – установление причины списания имущества. К таким причинам, в частности, относятся:

- физический и(или) моральный износ;

- нарушение условий содержания и(или) эксплуатации;

- недостача, порча, хищение, естественная убыль;

- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации;

- длительное неиспользование для управленческих нужд.

7. Итог работы комиссии – оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф.ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях.

8. Акты о списании объектов государственного и муниципального имущества подлежат утверждению руководителем госучреждения (уполномоченным им лицом).

9. После утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть реализованы мероприятия, предусмотренные Актом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т. п. Реализация таких мероприятий может осуществляться организацией самостоятельно или с привлечением сторонних специализированных организаций.

10. Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (см., в частности, п.п. 51, 52 Инструкции № 157н). Акты о списании объектов имущества обычно составляются не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у ответственного лица.

Согласно п. 335 Инструкции № 157н, п. 10 Инструкции № 162н до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 «Материальные ценности на хранении», то есть объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании. Таким образом, профильная комиссия учреждения при подписании акта о списании объекта должна предусмотреть мероприятия по утилизации. Так, указанные мероприятия могут быть осуществлены собственными силами или же с привлечением сторонних организаций в отдельных случаях.

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. Нормативными актами также не устанавливается обязательность привлечения специализированной организации для представления технического заключения о состоянии компьютерной техники и необходимости ее списания. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства, с учетом требований учредителя.

В компьютерной технике в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат обязательному учету.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Вся информация о наличии драгоценных материалов в списываемом объекте должна быть указана в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки. Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.

Таким образом, если драгоценные металлы содержатся в списываемых объектах имущества, принадлежащих казенному учреждению на праве оперативного управления, согласно требованиям действующего законодательства должностными лицами этого учреждения должны быть организованы мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов.

Подобные мероприятия прямо могут быть предусмотрены Актом о списании имущества и осуществляться учреждением:

- самостоятельно (если целесообразно выполнение этих мероприятий штатными специалистами);

- с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора.

Обратите внимание, что из положений Закона № 41-ФЗ следует, что если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации.

При утилизации предметов компьютерной техники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Законом № 89-ФЗ.

С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду указанные объекты, утратившие потребительские свойства, могут относиться к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения..., утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, ст.ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ).

Обезвреживание и размещение отходов IV класса опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Если в учреждении нет документально подтвержденной информации об отсутствии в списываемой компьютерной технике вредных веществ и отнесении отходов от этой техники к V классу опасности (практически неопасные отходы), то для утилизации лучше привлечь специализированную организацию.

Таким образом, компьютерная техника может содержать в себе цветные металлы, опасные отходы производства, соответственно, такие объекты в металлолом сдавать нельзя. Для проведения мероприятий по утилизации таких предметов следует привлечь специализированную организацию.