В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Отметим, что нормативные акты не ограничивают круг лиц, которые вправе требовать признание вещи бесхозяйной. После обращения в установленном законом порядке в собственность бесхозяйной вещи в бюджетном учете администрация должна будет отразить ее поступление в качестве излишков. Неучтенный ранее объект должен отражаться по результатам проведенной инвентаризации. В рассматриваемой ситуации есть решение суда об обязании органа местного самоуправления поставить объект на учет.

После вступления в законную силу решения суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество оно принимается к балансовому учету в составе имущества казны на основании первичных учетных документов (п. 36 Инструкции № 157н) по справедливой стоимости (п. 25 Инструкции № 157н).

Первоначальной (балансовой) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции, является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта (п. 25 Инструкции № 157н, п. 52 федерального стандарта «Концептуальные основы...»).

Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н). При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в том числе и из экспертных заключений о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25 Инструкции № 157н, п. 59 федерального стандарта «Концептуальные основы...»).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Таким образом, комиссией по поступлению и выбытию активов в качестве текущей оценочной стоимости может быть признана стоимость объекта недвижимости.

До получения соответствующих данных объект может учитываться в условной оценке: один объект – один рубль.

Обратим внимание, что действующее законодательство не содержит обязательного требования об обращении к оценщикам или независимым экспертам в отношении определения справедливой стоимости. Другими словами, заключение договора с оценочной организацией (экспертом) является правом, а не обязанностью организации бюджетной сферы. Оценка может осуществляться самостоятельно на основании заключения профильной комиссии учреждения, главное, чтобы данная стоимость была обоснована и оформлена документально (п. 59 стандарта «Концептуальные основы…»).

Таким образом, после обращения в собственность бесхозяйной вещи в бюджетном учете администрации необходимо будет оформить следующую корреспонденцию счетов (п. 38 Инструкции № 162н):

Дебет КРБ 1 108 52 310 Кредит КДБ 1 401 10 199 – детская площадка учтена в составе казны.

К сведению. Ни Закон № 135-ФЗ, ни федеральные стандарты оценки не содержат требования о выделении суммы НДС в отчете о оценке. Под рыночной стоимостью понимается единственная цена, являющаяся максимально возможной для данного типа имущества, сложившаяся в конкретный временной момент на конкретном рынке. Указание суммы НДС отдельно от стоимости самого объекта недвижимости не влияет на рыночную стоимость данного объекта, ведь при продаже или покупке данного объекта объем денежных средств, переданных покупателю, будет неизменным и будет включать в себя НДС. При этом необходимость выделения НДС в отчете об оценке, как правило, обусловлена порядком реализации государственного (муниципального) имущества. Таким образом, комиссией по поступлению и выбытию активов в качестве текущей оценочной стоимости может быть признана стоимость объекта недвижимости, указанная в отчете об оценке с учетом НДС.