В соответствии с п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

К сожалению, постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 не определен уровень органов местного самоуправления, которые обязаны выдавать такие разрешения, поэтому для решения вопроса о полномочиях необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия органов местного самоуправления сельских поселений перечислены в ст. 14 Закона № 131-ФЗ (с учетом региональных законов о закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения). Такого полномочия, как выдача разрешений на авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, ст. 14 Закона № 131-ФЗ не содержит.

По общему правилу полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ (ч.ч. 1 и 3 ст. 19 Закона № 131-ФЗ).

В то же время на основании ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Согласно п. «б» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится территория Российской Федерации. Таким образом, регулирование воздушного пространства относится к исключительному ведению РФ. Федеральное отраслевое законодательство (например, Воздушный кодекс РФ) также не содержит норм, наделяющих органы местного самоуправления сельских поселений полномочиями в рассматриваемой сфере.

Нормы постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 и приказа Министерства транспорта РФ от 16.01.2012 № 6 наделяют органы местного самоуправления отдельными полномочиями на выдачу разрешений на использование воздушного пространства. Однако в соответствии со ст. 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, должны быть установлены федеральными законами и законами субъектов РФ. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 и приказ Министерства транспорта РФ от 16.01.2012 № 6 являются подзаконными НПА, которые не могут наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В связи с вышеизложенным, учитывая, что ни Воздушным кодексом РФ, ни Законом № 131-ФЗ органы местного самоуправления сельских поселений не наделены полномочиями на выдачу разрешений на авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, обязанность по принятию НПА в данной сфере не входит в полномочия органов местного самоуправления сельского поселения. Подобная позиция также отражена в Апелляционном определении Оренбургского областного суда от 20.06.2019 по делу № 33а-4743/2019, Апелляционном определении Омского областного суда от 13.03.2019 по делу № 33а-1642/2019, Апелляционном определении Оренбургского областного суда от 11.06.2020 по делу № 33а-1841/2020.