Как разъясняет Конституционный суд РФ, по своей правовой природе выборы не могут рассматриваться в качестве соглашения, а население при этом не является работодателем. Гражданин, являющийся выборным должностным лицом местного самоуправления, исполняет свои полномочия не в интересах и не под руководством какого-либо работодателя, а в интересах населения муниципального образования. Поэтому заключение трудового договора с выборным должностным лицом местного самоуправления не требуется, в том числе, когда полномочия им осуществляются на постоянной основе. Учитывая изложенное, полномочия главы муниципального образования не предполагают возникновения правоотношений «работник – работодатель», которые возникают при заключении трудового договора, и не могут регулироваться нормами ТК РФ (см. постановление Конституционного суда РФ от 27.06.2013 № 15-П).

Должностная инструкция – это документ, который составляется в рамках трудовых отношений, чтобы конкретизировать должностные обязанности работника. Соответственно, поскольку глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления, его полномочия закрепляются в Уставе муниципального образования, а не в должностной инструкции.

Суды также приходят к выводу о том, что, исполняя общественную обязанность на должности выборного органа местного самоуправления, глава муниципального образования не вступает в трудовые отношения (см., например, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 26.02.2013 № 33-1496/2013, Решение Красноярского краевого суда от 18.05.2017 по делу № 7р-438/2017 и т. д.).

Аналогичная правовая позиция высказана Комитетом Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (см. Вопрос: Предусмотрено ли заключение трудового договора с главой муниципального образования избранным представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?).

см. Примерная форма должностной инструкции Главы сельского поселения