В судебной практике отсутствует единая позиция при разрешении споров, связанных со взысканием с органа местного самоуправления стоимости размещения светильников на опорах ЛЭП. Суды при этом обращают внимание на то, являются ли светильники отдельным объектом имущества, имеющим самостоятельное назначение, который может находиться в собственности муниципального образования. Это имеет значение ввиду следующих обстоятельств.

В пункте 1 ст. 133 ГК РФ установлено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части. При этом согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с положениями СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов СН 541-82, утвержденной приказом Госгражданстроя СССР от 14.01.1982, установки наружного освещения являются стационарными объектами, рассчитанными на систематическое включение, светильники должны располагаться на опорах наружного освещения.

Таким образом, установкой наружного освещения является устройство, состоящее из осветительного прибора, опор с кронштейнами и вспомогательных элементов, обеспечивающих работу установки.

Анализируя вышеизложенные нормы, суды приходят к выводу, что воздушные линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и осветительными приборами, составляют единый функциональный комплекс.

Так, ВС РФ в определении от 19.06.2019 № 307-ЭС17-2487 по делу № А26-4862/2015 отметил, что воздушные линии и светильники являются по своей сути вспомогательным движимым имуществом и по смыслу положений ст. 133 ГК РФ являются составной частью неделимой вещи (линия электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т. п., составляющими единый функциональный комплекс), а значит, не могут иметь самостоятельную юридическую судьбу.

Отсюда следует вывод, что опоры линий электропередачи, как правило, не являются самостоятельным объектом, а составляют единую конструкцию, предназначенную в том числе для установки светильников наружного освещения, обслуживание которых входит в компетенцию муниципальных органов (см., например, постановление АС Волго-Вятского округа от 17.02.2020 № Ф01-8403/19 по делу № А17-9796/2018, постановление АС Волго-Вятского округа от 06.11.2015 № Ф01-4347/15 по делу № А28-10250/2014, решение АС Новгородской области от 20.03.2017 по делу № А44-8746/2016, оставленное без изменений постановлениями Четырнадцатого ААС от 07.06.2017 № 14АП-3707/17 и АС Северо-Западного округа от 11.09.2017 № Ф07-9747/17 по делу № А44-8746/2016).

В определении СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 27.12.2024 № 308-ЭС24-14642 по делу № А53-14044/2022 обращается внимание на то, что спорные опоры были переданы истцу в рамках приватизации, при этом последним не доказано, что передавались они без предустановленных на них светильников. Также суд отметил, что стоимость платы за размещение на опорах мест крепления оборудования уличного освещения определялась методом затратного подхода с учетом компенсации затрат на оплату часа работы сотрудников истца, осуществляющих работы в зоне линий передачи, расходы на контроль, надзор за производством работ, заработной платы, расходов на обязательное страхование, эксплуатационных расходов, в том числе на машины, топливо, с учетом рентабельности (относительный уровень прибыльности) и уплаченного налога на добавленную стоимость. Однако затраты на содержание, ремонт основных средств, проверку работоспособности оборудования истец несет в любом случае как лицо, обеспечивающее услуги по передаче и распределению электрической энергии через электрические сети, расположенные на тех же опорах, что и уличное освещение. Такие расходы учитываются в составе необходимой валовой выручки в целях определения тарифа за оказываемые услуги (п. 24, 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178) и в составе этого тарифа компенсируются потребителями ресурса, в том числе муниципальными образованиями по договорам энергоснабжения.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что присоединение светильников уличного освещения в качестве энергопринимающего оборудования осуществляется по процедуре технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации. Размещение объекта наружного освещения на опоре воздушной линии регулируется законодательством об электроэнергетике и не может рассматриваться изолированно от процедуры технологического присоединения к объектам энергетической системы.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер. Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Законодательство не устанавливает дополнительной платы за пользование опорой освещения для размещения объекта уличного освещения, помимо платы за технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, следовательно, требование внесения платы за использование опор линий электропередачи с целью организации уличного освещения, на наш взгляд, неправомерно. Аналогичная позиция сформулирована в решении АС Новгородской области от 20.03.2017 по делу № А44-8746/2016.

Однако существует и иная позиция судов, основанная на анализе следующих норм.

Правилами устройства электроустановок ПУЭ, главы 6.1–6.6, 7.1, 7.2, утвержденными Минтопэнерго РФ 06.10.1999 (далее – ПУЭ), в п. 6.3.2 определено, что осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для такого освещения опорах, а также на опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

Согласно п. 6.3.16 ПУЭ для питания светильников уличного освещения, а также наружного освещения промышленных предприятий должны прокладываться, как правило, самостоятельные линии.

Минстрой России в письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

Анализируя п. 6.3.15, 6.3.32, 6.3.34, 6.3.37 ПУЭ, суды устанавливают, что светильники не являются частью воздушной линии электропередач, но могут быть размещены на опорах.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования. На основании изложенного суды приходят к выводу, что заявленное требование о взыскании стоимости размещения светильников на опорах ЛЭП обоснованно (см., например, постановление Седьмого ААС от 26.07.2021 № 07АП-5615/21 по делу № А03-5140/2020, постановление АС Северо-Западного округа от 16.07.2021 № Ф07-8191/21 по делу № А05-3817/2020, решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.05.2023 по делу № А05-189/2023, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2023 по делу № А47-2759/2023).

В свою очередь, мы склоняемся к тому, чтобы согласиться с позицией судов, отказывающих в удовлетворении требования о взыскании стоимости размещения светильников на опорах ЛЭП для уличного освещения, поскольку указанные объекты с момента их возведения являются неотъемлемой частью сетей уличного освещения и не являются самостоятельным объектом, а составляют единую конструкцию, которая предназначена в том числе для установки светильников наружного освещения, обеспечивающих надлежащее функционирование уличного освещения. Применительно к таким ситуациям данное требование не имеет под собой правовых оснований.

Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что администрация не обязана заключать с сетевой организацией договор о размещении светильников на опорах ЛЭП. Однако, учитывая отсутствие прямого нормативного регулирования данного вопроса, а также единообразия в правоприменительной практике по аналогичным спорам, прогнозировать вероятность исхода судебного разбирательства мы не можем, поскольку результат рассмотрения спора зависит от многих фактических обстоятельств (в частности, наличия или отсутствия у светильников признаков имущества, способного выступать в гражданском обороте как отдельная вещь, а не составная часть другой вещи, обстоятельств установки светильников на опоры и т. д.), дать правовую оценку которым может только суд.

Согласно приказу Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» под линией электропередачи понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии.

Существует два вида линий электропередач: воздушные (ВЛ) и кабельные (КЛ).

Согласно вышеуказанному приказу воздушной линией называется устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т. п.).

Под кабельной линией понимается линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных кабельных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.

Электрическая сеть – совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Воздушные линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами составляют единый функциональный комплекс – уличное освещение (постановление АС Волго-Вятского округа от 06.11.2015 № Ф01-4347/15 по делу № А28-10250/2014).

Вышеуказанное свидетельствует о том, как поступать органу местного самоуправления в вопросе размещения освещения на опорах ЛЭП, которые ему не принадлежат на праве собственности. Однако сказанное не запрещает сформировать объект основных средств (имущества казны) без опор ЛЭП. Иными словами, профильная комиссия может принять решение об учете уличного освещения как единого объекта как в совокупности с опорами ЛЭП, так и без них. При этом комиссия может принять решение об учете только самих фонарей как самостоятельных объектов, а материалы списать на текущий финансовый результат. Однако мы не рекомендуем применять такой подход. Первоначальную стоимость объекта будут формировать материалы, а также расходы по договору ГПХ на монтаж уличного освещения.