Ранее к сроку давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ судами применялся подход, в соответствии с которым нужно было оценить, в какой сфере осуществляет контроль (надзор) орган, выдавший предписание. Например, в случае невыполнения предписания органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов, применяли годичный срок, который установлен для нарушений законодательства о техническом регулировании.

В марте 2019 года Конституционный суд изменил эту практику. Орган конституционного контроля подчеркнул, что все подобные нарушения имеют единый объект посягательства – порядок управления. Специальных сроков давности для этого объекта не установлено. В связи с этим нужно руководствоваться общим сроком, предусмотренным ст. 4.5 КоАП РФ (три месяца) (см. Определение Конституционного суда РФ от 26.03.2019 № 823-О).

Хотя Конституционный суд высказал эту позицию по конкретному делу (связанному с предписанием органа технадзора), его позицию можно считать универсальной, что недавно подтвердил Верховный суд РФ в деле о проверке срока давности привлечения к ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ (неисполнение предписаний органов строительного надзора) (см. Определение Верховного суда РФ от 12.11.2019 № 303-ЭС19-11369 по делу № А59-5844/2018).

Следует отметить, что для отдельных составов ст. 19.5 КоАП РФ все же предусмотрен специальный годичный срок давности (если он прямо оговорен законом или же санкция включает наказание в виде дисквалификации).