1. Выбор способа закупки.

В соответствии с ч. 1–2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);

3) запрос котировок в электронной форме.

Таким образом, Заказчик может провести закупку услуг частной охраны любым из способов, указанным в ст. 24 Закона № 44-ФЗ. То есть возможно осуществление как конкурентной закупки, так и закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – поставщик).

Вместе с тем Заказчик не должен забывать, что для проведения запроса котировок начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не должна превышать 10 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Другое ограничение для проведения запроса котировок, касающееся запрета на превышение 20 % совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн руб. в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб., не действует вплоть до 31.12.2026 (ч. 75 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Закупка же у единственного поставщика может осуществляться в соответствии со следующими пунктами ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

1) п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации;

2) п. 4 ч. 1 ст. 93 – осуществление любыми заказчиками закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;

3) п. 5 ч. 1 ст. 93 – осуществление указанными в данной норме заказчиками закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 5 млн руб. или не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 млн руб.;

4) п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – заключение контракта на  оказание услуг по охране в случае, если данные работы, услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных в настоящем пункте работ, услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных в настоящем пункте работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных ему на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на оказание услуг по охране.

2. Внесение изменений в план-график.

Внесение изменений в план-график (добавление соответствующих сведений о закупке услуг охраны) может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или, в случае закупки у единственного поставщика, не позднее чем за один день до дня заключения контракта (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

В план-график вносится информация, предусмотренная ч. 2 ст. 16 Закона № 44-ФЗ и п. 16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1279), в том числе информация об объеме финансового обеспечении закупки, а также информация об определенном Заказчиком ОКПД-2.

При этом не следует забывать, что Закон № 44-ФЗ допускает размещение нескольких извещений из одной позиции плана-графика. Поэтому Заказчик, при необходимости, может сразу запланировать проведение нескольких закупок услуг охраны в течение периода планирования.

Информация о закупке у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ включается в план-график в размере годового объема финансового обеспечения таких закупок.

При этом Заказчикам, для которых установлены нормативные затраты на обеспечение их функций, а также нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, необходимо следить, чтобы планируемые затраты на закупку услуг охраны не превышали установленных нормативов. В случае превышения установленных нормативов Заказчикам необходимо внести изменения с соответствующие правовые акты.

3. Обоснование НМЦК.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно осуществляться в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 15 февраля 2021 г. № 45.

Указанный Порядок устанавливает единые правила расчета заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг.

Вместе с тем данный Порядок не применятся при закупке охранных услуг у единственного поставщика в случае осуществления закупки на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

4. Формирование извещения о закупке.

Как было отмечено выше, формирование извещения о проведении закупки услуг охраны осуществляется не ранее чем через один день после добавления соответствующей информации о закупке в план-график заказчика.

Извещение о закупке должно соответствовать требованиям ст. 42 Закона № 44-ФЗ (при закупке у единственного поставщика формирование извещения не требуется).

В извещении заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки, предусмотренные ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также вправе (в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ) установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Если заказчик данное требование не устанавливает, то в силу подп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 он обязан установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике, включенной в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций и(или) мер ограничительного характера. Устанавливать в извещении оба этих требования одновременно заказчик не вправе.

Дополнительные требования к участникам закупки, установленные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571, применяются в соответствии с требованиями п. 34 раздела VI приложения к ПП РФ № 2571 (услуги по обеспечению охраны объектов (территорий)) и предусматривают наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом № 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При исполнении договора поставщиком должны быть исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае их начисления).

Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительному требованию:

1) исполненный договор;

2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.

Вместе с тем, если НМЦК, указанная в извещении о закупке, составляет менее 500 тыс. руб., вышеприведенные дополнительные требования могут не устанавливаться Заказчиками в извещении о закупке.

В извещении необходимо установить также требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а именно наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности с указанием конкретного вида услуг, установленного Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Данное требование не распространяется на юридических лиц федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих охранную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом документы, подтверждающие соответствие участника закупки указанным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

- документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки лицензии на осуществление частной охранной деятельности с указанием конкретного вида услуг, в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Реестр указанных лицензий формируется Росгвардией в электронном виде (https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/proverka-otkrytyx-dannyx-licenzij).

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в извещение включается информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем при закупке услуг охраны указанные запреты, ограничения и условия допуска по состоянию на 01.12.2024 не применяются.

Кроме того, при формировании извещения необходимо указать код (коды) позиции Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Позиции КТРУ при закупке охранных услуг (например, укрупненная позиция – 80.10.12.000-00000001) являются обязательными для применения.

Вместе с тем в соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона № 44-ФЗ, которые не указаны в позиции КТРУ.

5. Формирование проекта контракта.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, должно содержать в своем составе электронный документ – «Проект контракта».

Приказом Росгвардии от 01 июня 2020 г. № 149 утвержден Типовой контракт, применяемый при оказании охранных услуг. Он применяется при любом размере НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем.

Условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные НПА федеральных органов исполнительной власти до 01.01.2022, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов.

Если проводится закупка услуг охраны с неопределенным объемом поставки, то при заключении контракта также указывается цена единицы товара, а также контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара.

6. Подача заявок.

При проведении открытого конкурса в электронной форме срок подачи заявок участниками закупки составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом следует учитывать, что при проведении открытого конкурса в электронном виде в соответствии с п. 35 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2604:

а) подлежит обязательному применению показатель оценки – «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта». Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 % суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки – квалификация участников закупки;

б) документом, предусмотренным порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в отношении показателя оценки – «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

При проведении открытого аукциона в электронной форме срок подачи заявок участниками закупки составляет не менее 7 дней с даты размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, если НМЦК не превышает 300 млн руб., а при достижении НМЦК данного предела – не менее 15 дней (п. 2 ч. 3 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

При проведении электронного запроса котировок извещение размещается в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке не может приходиться на нерабочий день (п. 21 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

7. Рассмотрение заявок и формирование итогового протокола.

1. При проведении открытого конкурса в электронной форме члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

- рассматривают вторые части заявок, а также информацию и документы об участниках и признают вторые части заявок соответствующими извещению или отклоняют заявки (подп. «а» п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона № 44-ФЗ);

- оценивают вторые части неотклоненных заявок по критерию «квалификация участников» (подп. «б» п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

По итогам процедуры заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок и направляет его оператору (п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Получив протокол, оператор:

- направляет заказчику ценовые предложения участников, вторые части заявок которых не были отклонены, а также протокол подачи ценовых предложений (п. 1 ч. 14 ст. 48 Закона № 44-ФЗ);

- размещает в ЕИС и на электронной площадке протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок, а также протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (п. 2 ч. 14 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, в соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 48 Закона № 44-ФЗ члены комиссии заказчика:

- оценивают ценовые предложения по критерию «цена»;

- на основании результатов оценки вторых частей заявок, а также ценового предложения присваивают каждой неотклоненной заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке победителя присваивается первый номер. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие же условия (подп. «б» п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

После чего заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения контрагента и направляет его оператору, который размещает его в ЕИС и на электронной площадке (п. 2 ч. 15, п. 1 ч. 16 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

2. Заказчик рассматривает заявки на участие в закупке, а также подводит итоги электронного аукциона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки (ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

3. При проведении электронного запроса котировок Заказчик также подводит его итоги не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

8. Заключение контракта, включение информации в реестр контрактов.

Контракт заключается с использованием функционала ЕИС в порядке, определенном ст. 50 (при проведении запроса котировок в электронной форме) и ст. 51 (при проведении открытого аукциона в электронной форме или открытого конкурса в электронной форме) Закона № 44-ФЗ.

С 01.04.2024 заказчик обязан формировать и подписывать контракт в ЕИС в структурированном виде.

Информация о заключенном контракте подлежит включению в реестр контрактов не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Контракты, заключенные по результатам конкурентных процедур, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате (ч. 8 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Заключение контракта с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным п. 4, 5 и 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, осуществляется без использования ЕИС.

9. Возможность изменения условий контракта.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, указанных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений ч. 1.3–1.6 ст. 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

В заключение следует отметить, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты, перечисленные в ст. 6 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».