ВС РФ рассмотрел спор, связанный с отнесением электрического самоката к транспортным средствам.
В частности, в рамках уголовного дела, возбужденного в соответствии со ст. 264 УК РФ, электрический самокат был признан транспортным средством. Для подтверждения данного факта была проведена автотехническая экспертиза.
Гражданин посчитал данный вывод суда необоснованным и не соответствующим положениям действующего законодательства, в связи с чем обратился в ВС РФ с административным иском.
Решением ВС РФ от 30 марта 2022 г. № АКПИ22-66 в удовлетворении административного иска было отказано. Так, ВС РФ пришел к выводу о том, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Существуют категории и подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право.
С учетом данных обстоятельств технические характеристики некоторых моделей электрического самоката можно соотнести с техническими характеристиками мопеда и мотоцикла, которые однозначно признаются транспортными средствами.
Таким образом, такие средства передвижения создают высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Одновременно с этим, существуют модели электрических самокатов, которые приводятся в движение мотором небольшой мощности, развивают малые скорости и имеют определенные максимальные нагрузки массы тела пользователя. Такие устройства не могут относиться к категории транспортных средств, так как не достигают минимальных значений, установленных для мопеда или мотоцикла.
Отсюда следует, что вопрос об отнесении электрического самоката к транспортным средствам должен разрешаться с учетом обстоятельств конкретного дела. Тут же суд подчеркнул, что вопрос о правомерности назначения судебной экспертизы в рамках уголовного дела рассматривается судом, осуществляющим рассмотрение дела по существу.