Общий порядок формирования Пояснительной записки (ф. 0503160)
- 01.02.2024

В состав Пояснительной записки (ф. 0503160), которая является одной из форм бюджетной отчетности, включаются различные форматы сведений, таких как:
1. Сведения о направлениях деятельности (Таблица № 1).
2. Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете (Таблица № 3).
3. Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).
4. Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166).
5. Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167).
6. Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168).
7. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
8. Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171).
9. Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172).
10. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
11. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175).
12. Сведения о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174).
13. Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).
14. Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178).
15. Сведения об основных положениях учетной политики (Таблица № 4).
16. Сведения о проведении инвентаризаций (Таблица № 6).
17. Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).
Также в Пояснительную записку (ф. 0503160) могут входить дополнительные таблицы, заполняемые Социальным фондом РФ.
Структура Пояснительной записки может формироваться как на бумаге, так и в электронном виде и состоит:
- из текстовой (описательной) части;
- из Таблиц (Приложений), которые оформляются в виде приложений к Пояснительной записке (п. 151 Инструкции № 191н).
Чтобы в полной мере понять порядок формирования Пояснительной записки (ф. 0503160), необходимо заглянуть в п. 151–176 Инструкции № 191н.
В зависимости от срока представления отчетности (годовой, квартальной) формируется конкретный перечень таблиц и приложений Пояснительной записки (ф. 0503160). При составлении годовой отчетности в Пояснительную записку включаются все таблицы с числовыми значениями. Удаление отдельных строк в таблицах, независимо от их показателей, не допускается, чтобы не исказить результаты контроля.
В случае если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, не имеют числового значения, соответствующая форма не составляется, а такая информация отражается в разделе 5 Пояснительной записки.
Важно отметить, что при формировании и представлении бюджетной отчетности с использованием программных комплексов автоматизации документы, не содержащие числовых значений показателей и пояснений, заполняются и представляются с указанием отметки «показатели отсутствуют».
Если взять квартальную отчетность, Пояснительная записка (ф. 0503160) будет выглядеть следующим образом:
- текстовая часть (ф. 0503160);
- Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (в составе квартальной отчетности на 01 июля и 01 октября);
- Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
- Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296);
- иные сведения, предусмотренные для представления финорганом, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Учитывая требования к единообразному подходу к раскрытию информации в бюджетной отчетности, в текстовой части Пояснительной записки должны быть представлены следующие элементы:
1. Отсутствие показателей в составе комплекта отчетности, связанных с государственным долгом и предоставленными бюджетными кредитами (ф. 0503172).
2. Структура Пояснительной записки, которая строго состоит из пяти разделов. Каждый раздел должен содержать определенный порядок раскрытия информации, который формализован в п. 152 Инструкции № 191н.
3. В текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) необходимо представить информацию, которая не была отражена в таблицах и приложениях, включенных в соответствующие разделы Пояснительной записки (ф. 0503160). Данная информация должна иметь значительное влияние на исполнение бюджета, показатели бюджетной отчетности и деятельность субъекта бюджетной отчетности за отчетный период (см. письмо Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336).
4. В таблице № 3 необходимо представить результаты анализа исполнения текстовых статей закона о бюджете, связанных с деятельностью субъекта бюджетной отчетности. При этом следует представить ту информацию, которая не может быть полностью раскрыта в других формах отчетности раздела 3 Пояснительной записки (ф. 0503160), например, в сведениях об исполнении бюджета (ф. 0503164).
5. В текстовой части Пояснительной записки следует указать причины допустимых отклонений от контрольных соотношений к показателям отчетности, установленным федеральным казначейством и(или) иным уполномоченным органом.
6. Если информация, которую необходимо раскрыть в бюджетной отчетности, не предусмотрена в форме табличного документа, главный распорядитель бюджетных средств, финансовый орган вправе установить дополнительные формы отчетности для составления сводных отчетов.
7. Раскрытие информации, требования к которой не определены Инструкцией № 191н и стандартом «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», следует осуществлять в соответствии с сущностью данной информации, на основе порядка описания форм бюджетной отчетности и наименований разделов.
8. Раскрытие информации в текстовой части Пояснительной записки должно соответствовать требованиям п. 61–74 Стандарта «Концептуальные основы...», где информация, включая объяснения, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, должна отвечать таким характеристикам, как уместность (релевантность), существенность, достоверное представление, сопоставимость, возможность проверки и(или) подтверждения достоверности данных (верификация), своевременность и понятность. При этом затраты на представление информации в отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от использования (п. 74 Стандарта «Концептуальные основы...»).
9. В текстовой части Пояснительной записки к квартальной отчетности необходимо раскрыть информацию, поясняющую показатели форм, представленных в составе отчетности. Также следует указать причины допустимых отклонений от контрольных соотношений к показателям отчетности, установленных федеральным казначейством и(или) иным уполномоченным органом. Основная информация о субъекте отчетности также должна быть раскрыта.
10. Дополнительная пояснительная записка (ф. 0503160) составляется для сведений, содержащих государственную тайну. Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по таким сведениям, указывают только информацию, связанную с государственной тайной. Иная информация, включая перечень отчетных форм и непредставленных форм отчетности или сведений, не содержащих показателей, должна быть отражена в Пояснительной записке, не содержащей государственной тайны.
При описании показателей соответствующих форм отчетности в текстовой части Пояснительной записки часто необходимо приводить цифровые показатели, включая процентные соотношения, а также анализ изменения показателей по отношению к предыдущим отчетным периодам. Важно отметить, что цифровые показатели, представленные в текстовой части Пояснительной записки, должны совпадать с показателями, представленными в формах отчетности. Кроме того, в некоторых случаях необходимо раскрыть показатели за аналогичный период предыдущего года.
При детализации показателей отчета о финансовых результатах деятельности субъект отчетности должен раскрыть подробную информацию о доходах и расходах не только за отчетный период, но и за аналогичный период предыдущего года.
В связи с применением многих федеральных стандартов объем информации, который необходимо раскрыть в текстовой части Пояснительной записки, увеличился. Например, если доля участия субъекта отчетности в капитале или имуществе какой-либо организации составляет более 20 % голосующих акций, в текстовой части Пояснительной записки должны быть раскрыты суммы денежных потоков между субъектом отчетности и такой организацией.
Также в текстовой части Пояснительной записки должны быть раскрыты данные об условных обязательствах и условных активах, которые имеют существенное значение для бюджетной отчетности. Важно представить краткое описание этих условных обязательств и условных активов, а также оценку их влияния на финансовые показатели.
Если в отчетном периоде заключены концессионные соглашения или долгосрочные договоры, такая информация также должна отражаться в текстовой части Пояснительной записки. Финансовая и нефинансовая информация, оказавшая существенное влияние на показатели исполнения бюджета, но не представленная в формализованной структуре, должна быть раскрыта в текстовой части Пояснительной записки.
Согласно Закону № 402-ФЗ бюджетная отчетность может быть представлена как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа с использованием электронной подписи. Важно обеспечить защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации при представлении бюджетной отчетности на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Рекомендации по заполнению разделов Пояснительной записки
Раздел 1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности
В соответствии с нормами пп. «а» – «д» п. 37 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» текстовая часть Пояснительной записки должна начинаться с указания полного и сокращенного наименования субъекта отчетности, его юридического, почтового адреса и организационно-правовой формы.
В данном разделе необходимо раскрыть следующую информацию:
- изменения наименования субъекта отчетности за отчетный период, если такие изменения имели место;
- перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности;
- наименование учредителя субъекта отчетности;
- наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении субъекта отчетности;
- информация о сроках деятельности субъекта отчетности, если он создан на определенный срок.
В этом разделе также следует привести информацию об основных направлениях деятельности субъекта отчетности. Необходимо раскрыть информацию о целях деятельности и соответствующих направлениях деятельности (функциях) субъекта отчетности с обоснованием их соответствия учредительным документам (положениям о соответствующих органах власти).
В составе сводной (консолидированной) отчетности учредителя следует указать информацию о количестве подведомственных учреждений, участников бюджетного процесса и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также раскрыть информацию об изменениях их количества и причинах таких изменений (например, реорганизация, смена типа учреждения или учредителя). Также рекомендуется раскрыть информацию об основных направлениях деятельности подведомственных учреждений.
Кроме того, в данном разделе Пояснительной записки следует раскрыть и другую информацию об организационной структуре субъекта отчетности, которая оказала существенное влияние на его деятельность и характеризует организационную структуру субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, а также информацию, требуемую по указанию Минфина России, Федерального казначейства и ГРБС (РБС).
Раздел 2. Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности
Заполнению этого раздела должен предшествовать анализ запланированных результатов деятельности субъекта отчетности и(или) других результатов использования бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году. Так того требует п. 2 ст. 264.5 БК РФ. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 26.09.2019 № 02-06-10/74151.
Также проводится анализ показателей результатов исполнения государственных программ РФ (непрограммных статей расходов) в разрезе мероприятий соответствующих подпрограмм (пп. «а» п. 71 Стандарта «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»).
Во втором разделе отражается следующая информация:
- об объектах учета, которые не признаются в бюджетном учете из-за невозможности оценить их стоимость (п. 49 Стандарта «Концептуальные основы...»);
- об основных видах безвозмездно полученных услуг (работ) (пп. «г» п. 55 Стандарта «Доходы», письма Минфина России от 02.09.2021 № 02-07-10/71582, от 22.05.2019 № 02-07-10/36688).
В данном разделе Пояснительной записки необходимо отразить информацию:
- об эффективности использования основных средств в деятельности учреждения;
- о техническом состоянии основных средств учреждения. Приводится краткая характеристика комплектности. Обобщаются сведения об основных средствах, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с указанием мер, принятых в отношении таких основных средств (например, планируются ремонтные работы, подготовлены документы на списание и т. п.);
- об обеспеченности субъекта бюджетной отчетности и его структурных подразделений основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них);
- о порядке обеспечения имуществом учреждения (централизованные поставки, покупка, безвозмездное получение и т. п.);
- об основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств. Например, может быть указано, что сохранность имущества в учреждении обеспечивается посредством закрепления за материально ответственными лицами и своевременным проведением инвентаризации имущества. Описываются основные мероприятия, проводимые учреждением с целью улучшения состояния и сохранности основных средств.
Также с учетом требований нормы п. 56 Стандарта «Основные средства» в текстовой части Пояснительной записки необходимо дополнительно (при наличии) раскрыть информацию:
- о балансовой стоимости и остаточной стоимости временно неэксплуатируемых (неиспользуемых) объектов основных средств;
- о балансовой стоимости объектов основных средств, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость;
- о балансовой стоимости и остаточной стоимости объектов основных средств, изъятых из эксплуатации или удерживаемых до их выбытия.
Раздел 3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности
Раздел 3 содержит описание таких таблиц и форм, как:
1. Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете (Таблица № 3).
2. Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164).
3. Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166).
4. Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503167).
В разделе 3 необходимо отразить информацию об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете. При этом если в табличной части приведена полная информация, то учреждению достаточно в текстовой части указать об этом.
К примеру, «Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете приведены в Таблице № 3 (приложение к Пояснительной записке) в составе отчетности».
Далее приводится описание показателей исполнения бюджета в отчетном периоде. При этом в текстовой части раскрывается информация, не отраженная в форме 0503164 «Сведения об исполнении бюджета». В текстовой части необходимо развернуто описать причины отклонений фактически исполненных показателей от плановых назначений, отраженных в гр. 9 ф. 0503164 (в части доходов бюджета и в части расходов бюджета). Обязательно раскрываются иные причины неисполнения, указанные в форме 0503164.
Раздел 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» предназначен для описания следующих форм:
1. Информация о движении нефинансовых активов (ф. 0503168).
2. Информация о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
3. Информация о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171).
4. Информация о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172).
5. Информация об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
6. Информация о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175).
7. Информация о доходах бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф. 0503174).
8. Информация о вложениях в объекты недвижимого имущества, объекты незавершенного строительства (ф. 0503190).
9. Информация об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178).
Если в приложенных формах указана вся необходимая информация, то в текстовой части Пояснительной записки достаточно указать, что соответствующие формы отчетности представлены в качестве приложений к Пояснительной записке в составе отчетности.
В текстовой части раздела 4 раскрывается информация:
- о причинах наличия допустимых отклонений от контрольных соотношений к показателям отчетности, установленных федеральным казначейством и(или) иным уполномоченным органом (пользователем отчетности);
- об условиях хозяйственной деятельности на отчетную дату с учетом событий после отчетной даты, по результатам отражения которых сформированы показатели бюджетной отчетности (п. 11 Стандарта «События после отчетной даты»);
- о событиях после отчетной даты, указывающих на условия деятельности со счетом оценки последствий их наступления в денежном выражении (при возможности такой оценки) (п. 12 Стандарта «События после отчетной даты»);
- об описании события после отчетной даты и его оценке в денежном выражении, которая не отражена в бюджетном учете и(или) не используется при формировании показателей бюджетной отчетности в целях соблюдения сроков представления отчетности и(или) в связи с поздним поступлением в пределах срока формирования и представления отчетности первичных учетных документов (например, документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документов, подтверждающих необходимость корректировки данных бюджетного учета о финансовых вложениях (акциях, долях участия), документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка) (абз. 7 п. 3 Инструкции № 157н, п. 11 Стандарта «События после отчетной даты»);
- о причинах наличия средств на счетах 1 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 3 201 20 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации», отраженных в балансе (ф. 0503130);
- об отдельных показателях, отраженных в справке (ф. 0503110), например о курсовых разницах и доходах от оценки активов и обязательств, чрезвычайных доходах и расходах от операций с активами, безвозмездных неденежных поступлениях;
- о доходах в зависимости от их экономического содержания (пп. «б» п. 55 Стандарта «Доходы»);
- о суммах изменений доходов будущих периодов по видам доходов (пп. «е» п. 55 Стандарта «Доходы»);
- о доходах от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанных в текущем отчетном периоде и характере указанных ценностей (пп. «в» п. 55 Стандарта «Доходы»);
- о заключенных концессионных соглашениях или долгосрочных договорах, при этом указываются сведения за отчетный период и с начала исполнения соглашений и договоров (п. 13, 14 Стандарта «Концессионные соглашения», п. 14, 15 Стандарта «Долгосрочные договоры»).
В текстовой части Пояснительной записки необходимо также раскрыть информацию о наличии задолженности перед кредиторами на отчетную дату. Приведем один из возможных примеров описания такой ситуации: «В документе о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503169), составленном на отчетную дату, отображается наличие кредиторской задолженности в размере ... рублей, которая имеет текущий характер. В эту сумму включены следующие позиции:
- по счету 1 302 23 000 задолженность в размере ... рублей за коммунальные услуги (теплоснабжение) за декабрь была отражена в последний день отчетного периода на основании представленного акта оказанных услуг;
- по счету 1 303 12 000 задолженность в размере ... рублей была отражена на основании декларации по налогу на имущество в бюджетном учете. Срок оплаты этой задолженности в соответствии с п. 3 ст. 386 Налогового кодекса РФ установлен не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом».
Обычно показатели кредиторской задолженности, указанные в документе о дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) на отчетную дату, должны соответствовать показателям, отраженным в отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) в качестве неисполненных денежных обязательств (группа 12 по ф. 0503128). Однако по объективным причинам данное правило не всегда выполняется. В разделе 4 текстовой части Пояснительной записки следует подробно описать все выявленные расхождения.
В графе 9 отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) отражаются показатели исполнения принятых денежных обязательств с учетом некассовых операций. Поэтому в текстовой части Пояснительной записки следует кратко описать объем необязательных операций, отраженных в отчетном периоде в данной форме (п. 152 Инструкции № 191н).
Необходимо рассмотреть вопрос об отражении обязательств, относящихся к финансовым годам, следующим за текущим годом, в разделе 3 отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).
При заключении договоров аренды или договоров безвозмездного пользования учреждению следует детально описать их в соответствии с п. 32 Стандарта «Аренда».
Наряду с этим следует раскрыть информацию о принятых бюджетных обязательствах по резервам предстоящих расходов (п. 32 Стандарта «Резервы», п. 15 Стандарта «Выплаты персоналу»). Можно указать соответствующие счета аналитического учета счета 1 502 09 000 «Отложенные обязательства» и выделить наиболее значимые суммы для каждого направления начисленных резервов. В соответствии с утвержденной учетной политикой учреждения производится начисление резервов предстоящих расходов на следующие цели:
- на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование (п. 302.1 Инструкции № 157н);
- на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта и(или) гарантийного обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки (п. 10 Стандарта «Резервы»);
- на решение оспариваемых расходов как в судебном, так и во внесудебном порядке (п. 11 Стандарта «Резервы»);
- на расходные обязательства, возникающие при реструктуризации деятельности учреждения (п. 13 Стандарта «Резервы»);
- на предстоящие расходы по убыточным договорным обязательствам (п. 14 Стандарта «Резервы»);
- на расходы, связанные с демонтажем и выводом основных средств из эксплуатации (п. 15 Стандарта «Резервы»).
Помимо этого, необходимо также описать резервы, которые не связаны с формированием отложенных обязательств.
В частности, следует рассмотреть следующие аспекты:
1. Сомнительная задолженность: Необходимо рассмотреть п. 11 Стандарта «Доходы» и письма Минфина России от 25.10.2019 № 02-07-10/82363, от 14.06.2019 № 02-07-10/43339, от 26.04.2019 № 02-07-10/31169.
2. Снижение стоимости материальных запасов: Раздел 32 Стандарта «Запасы» должен быть учтен.
Дополнительно в разделе описания формы 0503175 следует подробнее указать причины невыполнения принятых обязательств. Приведем следующий пример: «На отчетную дату в форме 0503175 отразились сведения о принятых и невыполненных обязательствах учреждения, включая:
- неисполненные обязательства в сумме ... руб. на счете 1 502 11 221. Причиной невыполнения является то, что принятые обязательства нарушили условия контракта на отчетный период ввиду отсутствия необходимости предоставленных услуг. На отчетную дату дополнительное соглашение о расторжении контракта не было заключено, и поэтому принятые обязательства не были скорректированы».
Если в учреждении имеются бюджетные обязательства, превышающие утвержденные бюджетные назначения, необходимо подробно описать причины этого, а также указать соответствующие документы, послужившие основанием. Эта информация также должна быть представлена в разделе описания формы 0503175. Причинами излишних бюджетных обязательств могут быть судебные решения и исполнительные документы, предписания контрольных органов и другие.
В разделе 4 текстовой части Пояснительной записки также следует раскрыть другую значимую информацию об остатках на счетах бюджетного учета, которая отражена в балансе (ф. 0503130) и других формах отчетности. Например, следует раскрыть информацию о доходах и расходах не только за отчетный период, но и за аналогичный период прошлого года при детализации показателей отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) в соответствии с п. 36 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». После этого следует раскрыть информацию, отражаемую в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Также при исправлении ошибок, допущенных в предыдущие годы с использованием специальных счетов, следует представить следующую информацию в данном разделе Пояснительной записки за отчетный год в соответствии с п. 34 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»:
- описание ошибки;
- сумма корректировки для каждой статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предыдущих годов, где представлены сравнительные показатели;
- общая сумма корректировки на начало самого раннего года, для которого представлены сравнительные показатели в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- описание причин, по которым невозможно представить корректировку сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за один или несколько предшествующих лет, а также описание способа отражения исправления ошибок с указанием периода, в котором отображены исправления.
Раздел 5. Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности
И наконец, в завершающем разделе Пояснительной записки можно указать основные законодательные акты (краткий список), которыми лицо, составляющее отчетность, руководствовалось в процессе бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Также в разделе могут быть указаны основные документы главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора финансирования дефицита бюджета и главного администратора доходов бюджета, которые регулируют вопросы бухгалтерского учета и отчетности в системе подведомственных им организаций и администраторов финансирования дефицита бюджета и доходов бюджета соответственно (пп. «ж» п. 37 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).
Кроме того, данный раздел должен содержать краткое описание основных принципов учетной политики, которые не были отражены в Таблице 4, с учетом требований пп. «з» п. 37 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (см. письмо Минфина России от 30.07.2020 № 02-06-10/67173):
- способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, которые субъект отчетности использовал при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность, позволяют выбрать один из нескольких методов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;
- информацию о профессиональных суждениях, полученных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, профессиональные суждения относительно классификации объектов как основных средств или инвестиционной недвижимости, категории договоров как договоров аренды);
- прочие положения учетной политики субъекта отчетности, которые необходимы для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и денежных потоков.
В текстовой части Пояснительной записки может быть раскрыта информация о мерах, предпринятых для организации бухгалтерского учета в подведомственных учреждениях (филиалах), о проведении методических советов. Наряду с этим может быть представлена информация, характеризующая особенности отражения операций с активами и обязательствами в бухгалтерском учете учреждения за отчетный период. Раскрываются отраслевые особенности бухгалтерского учета. При комплексной автоматизации бухгалтерского учета в текстовой части Пояснительной записки необходимо указать программный комплекс, используемый для ведения учета и составления отчетности.
Результаты годовой инвентаризации (сверки с соответствующими реестрами), которые позволяют скорректировать данные бухгалтерского учета и получены после отчетной даты, но до срока представления годовой отчетности, отражаются в годовой отчетности как существенное событие после отчетной даты.
При отсутствии расхождений в ходе инвентаризации, проведенной для подтверждения показателей годовой бюджетной отчетности, Таблица 6 не заполняется. Однако факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части данного раздела (п. 158 Инструкции № 191н).
Дополнительную информацию об итогах внутреннего контроля и принятых мерах по устранению нарушений следует раскрыть в текстовой части Пояснительной записки. В этом разделе могут быть представлены подробности о мерах, предпринятых субъектом бюджетной отчетности для исправления выявленных нарушений.
Текстовая часть Пояснительной записки может включать информацию о выявленных нарушениях в соблюдении финансовой дисциплины, правильном ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности со стороны Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Необходимо также описать принятые меры по этим учреждениям. Если учреждение не проверялось Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальными образованиями в отчетный период, это также следует указать в данном разделе Пояснительной записки.
В текстовой части Пояснительной записки необходимо также отразить положительные результаты, выявленные в ходе проверки.
В разделе 5 текстовой части Пояснительной записки необходимо указать перечень форм отчетности, которые не включены в состав бюджетной отчетности за отчетный период в связи с отсутствием числовых значений показателей (согласно п. 8.1.2 Инструкции № 191н). В данном разделе также следует отразить другую существенную информацию, которая имела значительное влияние и характеризует показатели деятельности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, но не была упомянута в других разделах Пояснительной записки.
Категории
