Для определенных случаев законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Аналогичная норма содержится и в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

На работников государственных (или муниципальных) учреждений, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, эти нормы не распространяются. Специальных же норм, устанавливающих запрет на совместную работу родственников либо лиц, состоящих в свойстве, в государственных (или муниципальных) учреждениях, в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому, законодательством не установлено. Об отсутствии запрета на совместную работу родственников см. также решения Арбитражного суда Кировской области от 12.07.2013 по делу № А28-1786/2013; Арбитражного суда Томской области от 25.12.2012 по делу № А67-6349/2012; Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу № А68-799/2012.

Кроме того, для определенных случаев подобные ограничения установлены частью первой ст. 349.2 ТК РФ, которая распространяется на работников ПФР, ФСС, ФОМС, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Однако, так как в рассматриваемой ситуации работодателем является муниципальное учреждение, полагаем, что положения ст. 349.2 ТК РФ на работников данного учреждения не распространяются.

Таким образом, лица, состоящие в свойстве, могут занимать в муниципальном учреждении любые должности без каких-либо ограничений, в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому. Такого же мнения придерживаются сотрудники Роструда (см. ответ 1, ответ 2 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Соответственно, работа лиц, состоящих в браке, в муниципальном учреждении, в том числе на должностях руководителя учреждения и подчиненного сотрудника, законодательству не противоречит.

В части 3 ст. 10 Закона № 273-ФЗ перечислены категории лиц, на которых возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Руководители муниципальных бюджетных учреждений в данной норме прямо не поименованы, однако согласно п. 4 ч. 3 ст. 10 Закона № 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Так, согласно ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для целей Закона № 7-ФЗ лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

Нормы Закона № 7-ФЗ не ставят наличие конфликта интересов (заинтересованности) в некоммерческой организации в зависимость от наличия родственных связей. Таким образом, при работе в некоммерческой организации законодателем не запрещено иметь в подчинении родственников, в том числе близких (см., например, решение Белоярского районного суда Свердловской области от 06.09.2019 № 2а-743/2019).

Отметим, что на основании ч. 1 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.3 указанного Закона меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Условиями антикоррупционной политики муниципального бюджетного учреждения может быть установлен запрет на совместную работу близких родственников, а также установлено, что такая ситуация подпадает под понятие конфликта интересов. В отсутствие такого запрета совместная трудовая деятельность близких родственников сама по себе, на наш взгляд, конфликтом интересов не является.

Также о конфликте интересов следует говорить, если руководитель некоммерческой организации состоит в близких родственных отношениях с гражданином, в отношении которого организация совершает те или иные действия (например, повышает заработную плату) (решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2016 по делу № 2а-3153/2016).

Таким образом, если руководитель муниципального учреждения не будет совершать в отношении работающего в учреждении лица, состоящего в близких родственных отношениях, те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышать ему одному заработную плату, выплачивать одному ему премии и пр.), о возникновении конфликта интересов говорить не приходится.