Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 296 ГК РФ) его учредителем – собственником этого имущества. Общий порядок распоряжения имуществом для учреждения определен в п. 3 ст. 298 ГК РФ, а также в ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Так, исключительно с согласия собственника бюджетное учреждение может распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным, находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке (п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ), требующей согласования, сделке с заинтересованностью (п. 3 ст. 27 этого Закона), требующей одобрения либо сделке, предусмотренной п. 14 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Доходы от приносящей доход деятельности, в том числе денежные средства, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (см., например, письма Минфина России от 06.06.2014 № 02-03-11/27394, от 13.12.2013 № 02-01-011/54916). За счет таких средств могут быть осуществлены любые расходы бюджетного учреждения при условии, что такие расходы связаны с уставной деятельностью учреждения и предусмотрены его планом финансово-хозяйственной деятельности.

Денежные средства, относимые в силу ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ к вещам (движимому имуществу), могут являться предметом договора пожертвования, предметом которого является дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Круг лиц, в пользу которых может быть произведено пожертвование, определен п. 1 ст. 582 ГК РФ. К ним относятся, в частности, учреждения. На принятие пожертвования чьего-либо разрешения или согласия не требуется (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

В то же время следует учитывать, что договор пожертвования представляет собой разновидность договора дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 576 ГК РФ учреждение, которому вещь принадлежит на праве оперативного управления, вправе подарить ее только с согласия собственника, если иное не установлено законом (это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости). По своему характеру норма п. 1 ст. 576 ГК РФ является специальной по отношению к положениям п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, так как последние направлены на общее регулирование отношений, связанных с распоряжением имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, а п. 1 ст. 576 ГК РФ – на регулирование отношений по распоряжению имуществом лишь одним из возможных способов – посредством дарения. Каких-либо исключений из правила п. 1 ст. 576 ГК РФ закон не устанавливает (см. также постановление ФАС Московского округа от 31.08.2004 № КГ-А41/7448-04). Соответственно, правило п. 1 ст. 576 ГК РФ должно применяться и в отношении заключаемых договоров пожертвования – на совершение бюджетным учреждением такой сделки необходимо получить согласие собственника.

Таким образом, бюджетное учреждение вправе пожертвовать денежные средства от приносящей доход деятельности другому учреждению, заключив соответствующий договор при условии, что эти расходы связаны с целями деятельности учреждения, указанными в его уставе, и предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности, а на совершение такой сделки получено согласие собственника.