В соответствии с абзацем 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При этом исходя из абзаца 6 финансирование полномочий, предусмотренных настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Между тем следует учитывать, что муниципальные образования, действующие в условиях ограничений, предусмотренных п. 3–4 ст. 136 БК РФ, не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Однако до 01 января 2025 года на расходные обязательства по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, расходные обязательства, связанные с оказанием содействия в подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, и расходные обязательства по финансовому обеспечению мер социальной поддержки граждан, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), установленные до 01 января 2024 года, не распространяются положения подп. 1 п. 3 ст. 130 и п. 3 ст. 136 БК РФ.
Таким образом, администрация сельского поселения вправе принять решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для граждан – участников и ветеранов СВО за счет средств бюджета сельского поселения.
Муниципальным правовым актом надлежит определить, в частности, конкретный порядок принятия органами местного самоуправления решения об оказании гражданам материальной помощи, а также перечень необходимых для этого документов.
При отнесении расходов бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, элементы видов расходов следует руководствоваться Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структурой и принципами назначения, утвержденными приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н. Общие правила применения кодов разделов, подразделов классификации расходов бюджетов установлены п. 18.1 Порядка № 82н. Положениями этого пункта определено, что отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения функций (оказание услуг) государственными (муниципальными) учреждениями осуществляется по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций (услуг). При реализации учреждением различных функций (услуг, относящихся к отдельным функциям) расходы на обеспечение деятельности (функций) указанного учреждения отражаются по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов в соответствии с отраслевой направленностью.
Положения вышеуказанного нормативного документа содержат общее описание расходов, которые могут быть отнесены к тем или иным разделам и подразделам, а также общие правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов (п. 18.2 Порядка № 82н). Нормами Порядка № 82н определенный подраздел для отражения рассматриваемых в вопросе расходов прямо не предусмотрен.
Вместе с тем п. 18.1 Порядка № 82н предусмотрено отнесение расходов на реализацию функций общегосударственного характера на раздел 0100 «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов. При этом обеспечение выполнения функций муниципального органа и подведомственных ему учреждений относится на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования данного органа.
В частности, расходы на обеспечение деятельности местных администраций, в том числе расходы на содержание и приобретение имущества, подлежат отражению по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» (п. 18.2.1 Порядка № 82н).
По нашему мнению, по подразделу 0104 отражаются расходы, связанные с материально-техническим и организационным обеспечением деятельности непосредственно самой администрации муниципального образования как исполнительно-распорядительного органа.
Следует отметить, что в соответствии с законодательством администрации муниципальных образований осуществляют исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения, обеспечивают комплексное развитие территории и жизненно важные потребности населения муниципального образования. Согласно п. 18.2.1 Порядка № 82н расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам раздела 0100 «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов, отражаются по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы».
Таким образом, поскольку действующими нормативными актами прямо не урегулировано, по какому разделу/подразделу классификации расходов бюджета необходимо отражать расходы, связанные с проведением мероприятий, поименованных в вопросе, считаем, что такие расходы могут быть отражены в качестве расходов на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам классификации расходов бюджетов, по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы».
Отметим, что законодательством не установлен порядок оформления затрат, связанных с проведением различных мероприятий, позволяющий подтвердить обоснованность и правомерность произведенных расходов. Такой нормативный правовой акт орган местного самоуправления должен самостоятельно разработать и утвердить.